Власть над городом души

6/28/2024, No Comment

Письмо XXVIII, св. Екатерины Сиенской Бернабо Висконти*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Достопочтенный отче во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, жаждая увидеть, что ты имеешь участие в Крови Сына Божьего, как сын, созданный всевышним Отцом по Его образу и подобию, и как раб, выкупленный из неволи. Посему, живи, отче, в любви и святом страхе Божьем. Ведь ты знаешь, что тот, кто не любит своего Творца сыновней любовью, не может иметь участие в Крови. Посему ты должен любить.

Ох, дражайший отче, какое же сердце могло бы быть таким враждебным и зачерствелым, чтобы не смягчиться при виде нежности и любви, пожертвованной ему Божьей благостью! Люби, отче, люби! Знай, что ты был любим, прежде чем сам полюбил. Вот Бог, всматриваясь в Себя, возлюбил красу своего творения и, тронутый огнем этой безграничной любви, начал действовать только для того, чтобы творенье имело жизнь вечную и наслаждалось этим бесконечным благом, каким наслаждался Бог в Себе самом. О, безграничная и невыразимая Любовь, как прекрасно являешь свою любовь! Однако, человек был лишен ее, когда потерял благодать в смертном грехе, в непослушании против Тебя, о мой Господи.

Присмотрись же сейчас, отче, какой нежный способ применил Святой Дух в своей благости, чтобы вернуть человеку милость. Вот видишь, что всевышний Бог принял человеческий образ и пришел на служение среди такого унижения и глубокого смирения, что должен пристыдить нашу гордыню. Стыдитесь же, глупые сыновья Адама! Можно ли увидеть что-то более величественное, чем Бог униженный как человек? Это так, как бы человек владел Богом, а не Бог человеком. А ведь человек не существует сам по себе, но то, что имеет, дал ему Бог из любви, а не по принуждению.

Нет такого человека, который бы познав самого себя, оскорблял бы Бога или впал в гордыню из-за своего положения, почета или же исполняемой власти. Даже если бы он правил всем миром, признает, что он – ничто, ибо его предназначение – как и каждого наиболее жалкого творения – является смерть. Ибо как для властителя, так и для других, уходят и гибнут жалкие удовольствия этого мира; он не может их сохранить, так как жизнь, здоровье и все сотворенное уносится как ветер. Посему мы не можем считать себя господами потому, что имеем какую-то власть в этом мире. Что же это за власть, которая может быть отнята и которая не зиждется на моей свободе? Посему, кажется мне, что никто не должен называться властителем или же считать себя властителем, но скорее распорядителем и не постоянным, а временным, пока это нравится нашему сладостному Господу и Королю.

Если бы ты спросил меня, вельможный господин: «Имеет ли человек хоть какую-то власть в этой жизни?» - я бы ответила: «Да, имеет наимилейшую, наиприятнейшую и наисильнейшую власть над городом своей души». Ох, разве можно иметь большее удовольствие и почет, чем владеть городом, в котором почивает Бог, всяческое Благо, город, в котором можно обрести мир, успокоение и всяческое утешение? Этот город столь мощно укреплен, а власть над ним столь сильна, что не может отнять его у нас ни сатана, ни творение, если сам того не пожелаешь. Этот город не потеряешь в какой бы то ни было войне, только – в смертном грехе, то есть тогда, когда человек, став слугой и рабом греха, теряет свое достоинство и становится ничем. Но никто не может нас заставить совершить даже наименьший грех, ибо Бог поместил наше «да» и «нет» в наиболее укрепленной части нашего города, то есть – в свободной воле. Если по слабости говорит она «да» грешным удовольствиям и наслаждениям, то тогда человек оскорбляет Бога. Если же скажет «нет», то человек скорее выберет смерть, чем оскорбление Бога и своей души. Такой человек никогда не оскорбляет Бога, но следит за своим городом, господствует над собой и над всем миром; небрежет миром и всеми его наслаждениями, считая их вещами преходящими и худшими чем навоз. Святые говорят, что слугами Бога являются те, кто является свободным владетелем и одержал победу над собственными слабостями. И много есть таких, которые одержали победу над городом и над замками.

Человек, который не одержал победу над самим собой и над своими недругами, то есть – над миром, плотью и сатаной, не может сказать, что ничем не владеет. Давай же, смелее, отче! Возымей власть над городом своей души. Мужественно победи этих трех недругов. Обнажи обоюдоострый меч любви и ненависти, возлюби добродетели и возненавидь пороки. Ни на минуту не колеблясь, ударь пороки рукою воли, ибо эта рука сильна, а меч остер и – как я уже это сказала – никто не сможет его у тебя отобрать. Наверное, это имел ввиду Павел, когда говорил: «ни голод, ни жажда, ни гонения, ни ангелы, ни дьяволы не смогут отлучить нас от любви Божией, если вы сами того не захотите» (ср. Рим 8,35-39). Милый Павел, как кажется, говорит нам, что даже ангельское существо не может отдалить нас от Бога, а это значит – невозможно, чтобы что бы то ни было заставило меня совершить смертный грех, если я сама этого не захочу. Наши недруги безоружны, ибо непорочный Агнец выдал себя на позорную смерть на святейшем кресте, чтобы вернуть человеку свободу, чтобы сделать его свободным**. Присмотрись хорошенько, отче, что за неохватная Любовь! Смертью дала нам жизнь, перенося позор и оскорбления – вернула нам честь, руками, прибитыми ко кресту – разорвала узы, связывающие нас с грехом, а Ее открытое сердце отобрало у нашего сердца всяческую черствость. Обнажившись, облекла нас, напоила нас своей Кровью, своей премудростью победила злобу сатаны. Перенося бичевания, победила нашу плоть, своим позором и смирением победила наслаждения и гордыню мира, омыла нас своей Кровью. Посему, не будем страшиться ничего, ибо Агнец, не вооруженной рукой победил наших противников и вернул свободу нашей воли.

О, милое Слово, о, Сыне Божий, Ты влил свою Кровь в тело святой Церкви и возжелал, чтобы нам Ее раздавал Твой наместник. Благость Бога позаботилась о потребностях человека, который ежедневно теряет власть над собой, оскорбляя своего Творца. Вот, приготовила она лекарство святой исповеди, которое свою силу черпает из Крови Агнца. Не подала, однако, это лекарство раз или два, но постоянно нам его дает. Посему глуп тот, кто отдаляется и выступает против наместника Христа, который имеет ключи к Крови Христа Распятого. Даже если бы он был воплощенным дьяволом, не должно восставать против него, но всегда смиренно просить Кровь, данную нам из милосердия. Ибо иначе нельзя получить плод Крови и участвовать в нем. Умоляю тебя, по милости Христа Распятого, умоляю тебя, господин, больше никогда не восставай против своей Главы. Не дивись тому, что сатана уже искусил тебя иллюзией добродетели, возбудив в тебе желание справедливо наказать злых и полных пороков священников***. Но не верь сатане и пусть тебя не ведет желание вершить правосудие там, где оно тебе не принадлежит. Наш Спаситель этого не хочет; говорит, что священники – Его помазанники и не желает, чтобы ты, или кто-либо другой, карали их, ибо желает делать это сам. Ох, как бы это было неуместно, если бы герольд и слуга судьи захотел бы отнять власть у судьи и вынести приговор преступнику! Была бы это весьма неудобная ситуация, ибо выносить приговор не дело слуги, но судьи. Если бы мы сказали: «Судья не вершит правосудие, а посему не было бы правильно, чтобы я сам его вершил?» Нет. Каждый раз, когда мы это делаем, будем наказаны. Если ты убьешь, отче, раньше или позже падет на тебя кара и погибнешь также и ты. Не оправдает тебя перед законом твое благое намерение истребить злодея с лица земли. Ни закон, ни религия не велят тебе, господин, вершить правосудие тогда, когда не делает этого судья. Решение о наказании ты должен оставить Наивысшему Судье, который не позволит, чтобы несправедливость, а также другие пороки остались безнаказанными. Настанет это в нужное время и в нужном месте, а прежде всего в час смерти, когда закончится эта мрачная жизнь и каждое добро будет вознаграждено, а каждая вина – наказана. Посему говорю тебе, дражайший отче и брат во Христе, сладостном Иисусе, что Бог не желает, чтобы ты, или кто-либо иной, становились палачами Его министров. Это дело он вверил своему Сыну, который потом передал его своему наместнику. А если бы наместник Христов не исполнял свою функцию (а он должен это делать и плохо бывает, если он поступает иначе), мы должны смиренно ждать, пока Наивысший Судья прикажет исправится и вынесет приговор. А если бы правящие Церковью отняли это у нас, то мы должны скорее отказаться от временных благ, и даже – от телесной жизни, чем потерять блага духовные и жизнь благодати, ибо эти первые – заканчиваются, а благодать Божья – бесконечна и благодаря ней мы обретаем бесконечное благо. Когда же мы теряем благодать, впадаем в бесконечное зло. Помни, достопочтенный господин, что твои благие намерения не оправдывают тебя ни перед Богом, ни перед судом Божьим и ты будешь отравлен в изгнание в страну вечной смерти. Я не хочу, чтобы постигла тебя такая кара. Посему говорю тебе и прошу тебя во имя Христа Распятого, уже никогда не вмешивайся в эти дела. Управляй в мире своими городами, верши правосудие над своими подданными, когда они провинятся, но никогда над теми, кто является распорядителями славной и драгоценной Крови. Только из их рук ты можешь получить Кровь, а если не получишь Кровь – не сможешь иметь Ее плод и будешь отсечен от тела святой Церкви как его испорченный член. А посему, больше никогда, отче! Больше никогда!

С огромным смирение я жажду, чтобы мы с нежностью и любовью положили головы на колени Христа в небе и Христа на земле, который Его заменяет. Жажду также, чтобы мы отнеслись с огромным почтением к Крови, ключи которой держит Христос на земле. Кому он отворит – пред тем откроется, а пред кем затворит – пред тем закрыто. Он имеет силу и авторитет, и никто не может у него их отобрать, ибо он одержал их от первой сладостной Истины. Помни, господин, что среди многих поступков, которые будут наказаны, ибо весьма не нравятся Богу, есть оскорбление Его помазанников и бунт против них, хоть бы они были не знаю как плохи. Не думай, что вина эта останется безнаказанной, хотя Христос, как кажется, не замечает ее сейчас, в этой жизни. Однако, когда душа будет исторгнута из тела, тогда покажет Он, что все видел. Посему хочу, господин, чтобы ты был верным сыном святой Церкви, погрузившись в Кровь Христа Распятого. Тогда ты станешь здравым членом святой Церкви, включенным в Церковь, а не сгнившим членом. Тогда ты получишь такую силу и такую огромную свободу, что ни сатана, ни творенье не смогут у тебя их отнять. Ибо ты станешь освобожденным из неволи смертного греха и свободным от греха восстания против святой Церкви. Будешь сильным силою благодати, которая поселится в тебе. Будешь соединен с твоим отцом. Прошу тебя, вельможный господин, соединись с ним таким именно образом и с этого момента не отдаляйся.

А какое возмездие и наказание встретит тебя за все это время, когда ты был отлучен? Мне кажется, отче, что пришла подходящая пора для мягкого и приятного наказания. Ты подверг свое тело смертельной опасности, а свои временный блага – уничтожению, ибо ты развязал войну против своего отца. Теперь же я призываю тебя во имя Христа Распятого к истинному и совершенному примирению с благостным и нежным отцом, Христом на земле. В то же время призываю тебя к войне с неверными. Выступи на эту войну, господин, предоставь свое тело и богатства в распоряжение Христа Распятого. Сделай это, отче, как можно быстрее, и наверняка воздастся за совершение этого милого отмщения. Так как прежде ты был противником своей Главы, так теперь, когда он вознесет высоко штандарт святейшего креста, ты станешь его союзником. Святой Отец сильно жаждет этого и желает. Я же хочу, чтобы ты был могущественнейшим властителем и князем, который первым призовет Святого Отца к действию и будет помогать ему и призывать, чтобы быстро справился. Какой стыд и позор для христианства, когда в руках наихудших неверных остается то, что наше. Мы ведем себя как люди неразумные с пугливым сердцем, ибо ссоримся и ведем войны только между собой. С ненавистью и отвращением один побеждает другого, там, где мы должны быть соединены Божественными узами пламенной любви. Эти узы столь крепки, что удерживают Бога-и-Человека, пригвожденного к древу святейшего креста.

Отче, давай же, живо! Из любви к Богу поддерживай в себе огонь святейшей жажды, чтобы отдать жизнь за Христа Распятого, чтобы пролить кровь – из любви к Крови. Ох, как же будет осчастливлена твоя душа (а также и моя душа, ибо я беспокоюсь о твоем спасении), когда ты отдашь жизнь во имя благого и сладостного Иисуса! Прошу наивысшую и вечную Благость, чтобы соделала нас достойными столь великого благодеяния, коим есть отдать жизнь за Иисуса. Беги же как можно быстрее и мужественно, чтобы свершить великие дела ради Бога и ради возвеличивания святой Церкви так, как ты делал это прежде ради мира и против Церкви. Когда ты таким образом изменишь свое поведение, будешь иметь участие в Крови Сына Божьего. Ответь, господин, по призыву и милости Святого Духа, который зовет тебя очень нежно и который велит слугам Божьим молиться о благодатную жизнь для тебя. Подумай только, отче, сколько слез и пота велела пролить за тебя благость Божья своим слугам! Ты бы мог омыться в них с ног до головы. Не пренебрегай же ними, но окажи благодарность за столь великую милость. Бог столь сильно любит тебя, что ни язык не может этого сказать, ни сердце прочувствовать, ни око узреть. Столь велика щедрость милостей, которые Бог хочет на тебя ниспослать, чтобы ты использовал их для освобождения города твоей души из неволи смертного греха. Будь благодарен и обязан за это, и тогда не иссохнет в тебе источник благочестия.

Больше ничего не скажу. Отче, будь верным, будь всегда верным. Смирись, вельможный господин, под крепкою рукою Божьей (ср. 1Петр 5,6). Возлюби Христа Распятого и живи всегда в боязни Божьей. Укройся в ранах Христа Распятого и будь готов умереть за Него. Извини меня, господин, за мое невежество и высокомерие. Извини, что я осмелилась так долго говорить, но оправдывает меня любовь и привязанность, которые я питаю к твоей душе. Выстой в святой и благостной любви Божьей.

Если речь идет о том, о чем просит меня слуга, которого ты послал ко мне… (эта часть письма отсутствует)

Иисусе сладостный, Иисусе любви.

Зима 1373-1374

* Это письмо было доставлено адресату послами, которых он сам направил к св. Екатерине. Семья Висконти правила Миланом и околицами в 1277-1447. Бернабо Висконти (1323-1385) своими интригами и вооруженными конфликтами доминировал на Апеннинском Полуострове во второй половине XIV века. Несколько раз он создавал антипапскую лигу, за что был даже отлучен от Церкви (в 1362). Во время написания этого письма между папой и Висконти был мир, заключенный в ноябре 1370 года, после похода отрядов кондотьера Джованни Агуто (ср. письмо CXL), которые Висконти послал на помощь Перуджи, воюющей с папой. Бернабо умер от яда в замке Треццо, в котором был заключен своим племянником и зятем, Джаном Галеаццо.

** Первым непосредственным результатом Искупления является освобождение человека из неволи, а делание его свободным по природе является следствием безустанного действия благодати, которая является как бы продолжением акта Искупления.

*** Бернабо именовал себя папой в своем герцогстве и считал себя настоятелем священников, что выражалось в конфискации их имений, заключении и даже убийстве. Всегда он пояснял это тем, что они плохие священники.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

следующее письмо

No Comment

Отправить комментарий