Молитва, которая убивает?

4/26/2022, No Comment

Из статьи брата Петра Олеся ОР, Происхождение литании, называемой доминиканской в свете истории Ордена Братьев Проповедников XIII-XIV вв.* Вступление.

Кажется, что вопрос, о специфике доминиканской духовности, который в наше время часто ставиться, не лишен смысла. Хотя таковая на первый взгляд идентифицируется главным образом с созерцанием истины, ее источники равно исходят из пышного богородичного благочестия времен средневековья. Многие могли бы сегодня поразиться, насколько сильно духовность первых братьев-проповедников была проникнута честью, воздаваемой Пресвятой Деве Марии. Доминиканцы периода средневековья, как это показывают источники и что я постараюсь представить в этой работе, с гордостью демонстрировали свою особенную, полную простодушной глубины связь, соединяющую их с Богородицей.

Ее роль в развитии ордена, назначенная многочисленными чудесами, находит выражение в нежной любви, которую питали к Ней первые братья, присвоив Ей в результате знаменательный титул Покровительницы Ордена Проповедников. Братья, полные уверенности в своей особенной позиции, утверждали, что Дева Мария любит их намного больше, чем другие ордена. В результате, символом этой связи, с присущей им дерзостью, сделали, воспринятый скорее всего у цистерцианцев, полный нежности образ Богородицы, укрывающей братьев в черно-белых облачениях, полами своего расширенного плаща. Иконографии сопутствовала с одной стороны литургия, обогащенная необычайно множественными, возникшими на протяжении десятилетий антифонами, респонсориями, орациями и богослужениями, с другой же стороны, умножающимися легендами, чудесами, проповедями или же посланиями очередных Магистров, придавшим доминиканской духовности некую неповторимую черту, в сущности, не изменившуюся на протяжении веков. В результате необычайно быстро сформировалось некое убеждение, что своим пребыванием орден благодарен не кому иному, как именно Деве Марии и Ее особенному заступничеству. Это бескомпромиссное убеждение было равно сильным, как и восхитительным, с другой же стороны, как неоднократно демонстрирует история, оказалось не лишенным обоснований. Вызовы, которые ставили папы, университеты, многочисленные возникающие ереси, королевские интриги, которым братья достаточно часто должны были противодействовать, привели к безустанному поиску поддержки в особе Матери Милосердия, к Ней обращая свои просьбы и Её неустанно вверяя благо ордена. Особенно полюбившейся братьям формой молитвы стала покрытая до сих пор мраком тайны Литания к Пресвятой Девы, читаемая во всяческих невзгодах, обычно называемая доминиканской. Ее особенная сила, в первую очередь проистекающая без наименьшего сомнения, из глубокого рвения читающих ее братьев, принесла ордену на протяжении веков неисчислимые милости. Снова и снова спасала она сыновей св. Доминика от угнетений, свидетельствуя тем самым об особенной опеке, которой, также благодаря этой молитве, окружала их Полная Благодати. Разросшиеся вокруг литании легенды затерли в значительной мере ее первоначальную форму и ту особенную идею, которую в себе несла. Благодаря этому, для многих, увы, она стала своего рода магическим ритуалом с особенной силой, способной управлять судьбами людей во имя карикатурно понимаемого блага и успеха ордена.

Нынешняя работа является попыткой исторической реконструкции как самой формы литании, так и роли, которую, в сущности, она сыграла с одной стороны в развитии богослужения братьев доминиканцев к Пресвятой Деве Марии, с другой же стороны, в истории Ордена Братьев Проповедников. Свои поиски я вел, главным образом опираясь на содержания актов генеральных капитулов, напечатанных в серии Monumenta Ordinis Fratrum Praedicatorum Historica, а также в равной степени на трудах В. Бонниуэля и Р. Мортье.

* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий