Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть II. Рассказы. Доминиканская криминология, 6.
Ни каких следов преступления, ни каких свидетелей. Огромный скандал к тому же в такое неподходящее время. Еще до вечерней литургии Страстей Господних доминиканцы созвали капитул всего монастыря.
Может ли префикс www стать причиной одержимости или символом современного зла? Конечно, почему бы и нет? Достаточно – по мнению некоторых американских демонологов – вписать простое www. Известно ведь, что буква w (евр. ו «вав») в еврейском алфавите отвечает цифре 6. Поэтому, еще раз, оснащенные этим филологическим оружием, взглянем на наши невинные «www», предстанем пред лицом совершенно иной действительности – malum pure. Враг разоблачен! Ну что ж, мы любим легкие и наивные объяснения.
В 1262 году перед собственным «www» предстали также доминиканцы из краковского монастыря. Это сокращение в те годы не относилось к английскому выражению «World Wide Web», но скрывали в себе три славянские имени: Вислав, Вацлав и Владислав.
Названы ими были трое братьев – как в миру, так и в Ордене Проповедников, при принесении обетов. На исторической сцене впервые они появились еще при жизни св. Гиацинта, поскольку из его рук они приняли доминиканское облачение. Второй раз всю тройку мы видим во время Страстной Недели 1262 года, во время принятия ними святого причастия. В Страстной Четверг они были еще живыми. В Страстную Пятницу Краков обошла шокирующая новость, что у доминиканцев были найдены мертвые тела трех братьев: Вислава, Вацлава и Владислава. Ни каких следов преступления, ни каких свидетелей.
Огромный скандал к тому же в такое неподходящее время. Еще до вечерней литургии Страстей Господних доминиканцы созвали капитул всего монастыря, и после короткой дискуссии было сделано официальное заявление: «Поскольку братья W.W.W. умерли, приняв святое причастие, следует предполагать, что причиной их неожиданной смерти был какой-то смертный грех, в который вся тройка впала при невыясненных обстоятельствах». Объяснение простое и наивное. Братьев обернули в саваны, поспешно над ними помолились, а потом, уже без церемоний и торжественных обрядов, похоронили в месте для них соответственном, то есть вдали от монастырского кладбища, под забором. И на том конец истории? Отнюдь.
Несколько сот лет позднее, как описывает это наш ведущий историк Авраам Бзовский (1567-1637), когда память о несчастных уже давно стерлась, одному из братьев из краковской общины снился то же самый сон: трое доминиканцев подводили его к месту своего вечного упокоения, которое – к удивлению рассказывающего – находилось вне кладбища. Они говорили об огромной несправедливости, которая с ними случилась, и просили обратиться с этим к приору.
Брат обратился, а приор потребовал подтверждение видения. Результат был шокирующим: на указанном месте действительно обнаружили три скелета. И снова по Кракову пробежала необычайная новость, что у доминиканцев обнаружили святые реликвии трех братьев. Перезахоронение было торжественным, и братья обрели упокоение в специальной гробнице, находящейся внутри церкви. Это было второе, хоть и не последнее захоронение наших героев.
После пожара в 1850 году при неизвестных обстоятельствах останки братьев были помещены в латунный саркофаг и временно поместили в ризнице. Замечу только, что у братьев была идеальная компания – второй, находившийся в ризнице саркофаг, содержал кости епископа Иво Одровонжа. Это «временно» продолжалось более семидесяти лет, пока в 20-е годы XX века вопросом саркофагов не заинтересовался сам краковский епископ, князь Адам Сапега. Он провел каноническое распознание костей епископа и трех доминиканцев, после чего распорядился достойно их похоронить. Иво, которого еще в XIX веке чтили как блаженного, упокоился в гробнице возле южной стены пресвитерия. Для братьев нашли другое, укромное место: они упокоились в часовне Божьей Матери Розария, в обществе Теофилии и Марка Собеских. Там, при каменном ограждении с левой стороны алтаря, в полу находится простая и почти незаметная плита с надписью: Tres fratres Ord
Дело о таинственной смерти Вислава, Вацлава и Владислава до сих пор остается не раскрытым. Несомненно – это одна из наибольших тайн доминиканской криминологии.
Отправить комментарий