Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Послушание, CLV.
Вся ваша вера основывается на послушании и послушанием вы показываете себя верными. Для всех без исключения Истина моя установила заповеди закона. Наиважнейшая из них: любить Меня превыше всего, а ближнего – как самого себя. Это предписание так тесно связано со всеми другими, что нельзя соблюдать одно, не соблюдая всех иных, как и пренебрегать одним без нарушения всех (ср. Мф 22,37-40). Кто соблюдает первую заповедь, соблюдает все. Он верен Мне и ближнему, любит Меня и пребывает в любви к моему творению. Тем самым он является послушным, поддается заповедям закона и творениям ради Меня, перенося со смирением и терпением все страдания и оскорбления со стороны ближенго.
Послушание это столь возвышенно, что благодаря нему вы получаете благодать, как благодаря непослушанию низводите на себя смерть (ср. Рим 5,19). Но недостаточно того, чтобы оно жило только в моем Слове, вы также должны его соблюдать. Я уже сказал тебе, что оно является ключом, который открыл небо, и ключ этот, Сын мой, вверил в руки своего наместника. Наместник этот влагает его в руки каждого из вас, когда вы, принимая крещение, присягаете отречься от дьявола, мира, его великолепия и роскоши. Благодаря этому обещанию кротости каждый получает ключ послушания, каждый имеет его для собственной пользы, это один и тот же самый ключ Слова. Если человек в свете веры, рукою любви, не отворит этим ключом врата неба, никогда в него не войдет, хотя Слово мое открыло уже эти врата. Я сотворил вас без вашего участия, но не спасу вас без вашего участия.
Вы должны носить в руке этот ключ; должны идти, не сидеть. Вперед, путем указанным моею Истиною! Давайте же, оставьте временные блага, к которым льнете сердцем, как делают глупцы, которые подражают ветхому человеку, первому своему родителю и бросают в грязь разврата ключ послушания, смяв его прежде молотом гордыни и покрыв его ржавчиной себялюбия. Явилось Слово, мой Сын Возлюбленный, который взял в руки этот ключ послушания, очистил его в огне божественной любви, извлек его из грязи, чтобы омыть своею кровью, выровнял его мечом справедливости, когда на наковальне своего тела исправил ваши преступления. Выковал его столь совершенно, что даже если бы человек своевольно испортил свой ключ, может исправить его сам своей свободной волей, при помощи моей благодати, используя те же самые инструменты.
О, человече, слепец из слепцов! Испортив этот ключ, ты даже не постараешься его исправить! Или ты думаешь, что непослушание, которое затворило небо, откроет его? Или ты думаешь, что гордыня, которое с него была низвергнута, найдет туда доступ? Или ты надеешься, что в разодранном и грязном одеянии тебя впустят на брачный пир? Или ты веришь, что сидя связанный путами смертного греха, сможешь туда дойти и без ключа открыть врата? Не воображай себе ничего такого, ибо обманешься. Ты должен разорвать путы, должен восстать из смертного греха благодаря святой исповеди, соединенной с сокрушением сердца, с воздаянием и обещанием больше не грешить. Тогда ты сбросишь грязное и мерзкое одеяние, облечешься в брачную одежду и поспешишь в свете веры, с ключом послушания в руке, отворить врата. Привяжи, привяжи к этому ключу шнур самоотречения, пренебрежения собой и миром; привяжи этот шнур к моей воле, Творца твоего, из этой воли сделай себе пояс и препояшься ним, чтобы не потерять ключ (ср. Ис 11,5).
Знай, дочерь моя, что многие взяли этот ключ послушания, узрев в свете веры, что без него не могут избежать вечного осуждения. Но они держат его в руке, без пояса и без шнура, к которому он должен быть привязан. Это значит, что они не облеклись совершенным образом в желание понравиться Мне: они все еще нравятся себе самим; не постарались приобрести шнур самоотречения, не желая, чтобы их считали ничем, придают слишком много значения людским похвалам. Они близки к тому, чтобы потерять ключ, как только коснется их какое-либо страдание или невзгода, духовная или телесная; часто, когда расслабиться рука святой жажды, они теряют его. Правда, не тратят его окончательно, а теряют, так как если захотят, смогут его отыскать, пока живут. Но если не хотят, никогда не отыщут. Что указывает им на то, что они потеряли его? Нетерпение, ибо терпение и послушание – неразделимы. Кто нетерпелив, доказывает тем самым, что послушание не обитает в его душе.
О, как же сладостна и славна добродетель, которая заключает в себе все добродетели! Была она зачата и рождена любовью. На ней зиждиться скала святейшей веры. Она – царица: кто обручится с ней, не испытает никакого зла, обретет умиротворение и тишину. Об неё разобьются все волны разгневанного моря. Она – самый стержень души, к которому никакая буря не может подступиться. Кто имеет её, не отвечает ненавистью на оскорбления, ибо хочет быть послушным, зная, что велено ему прощать. Не гнетет его бедность, ибо послушание, лишив его радостей мира, научило его жаждать только Меня, который может, умеет и хочет утолить всяческую жажду. Поэтому во всех делах, которые было бы долго перечислять, находит он умиротворение и тишину, обручившись с этой царицей, послушанием, которое Я сравнил с ключом.
О послушание, которое плаваешь без труда и без опасности причаливаешь к пристани спасения! Уподобляешься Слову, Единородному Сыну моему; плывешь в ладье святейшего креста, готовое скорее страдать, чем отказать в послушании Слову и отречься от Его учения. Из этого учения ты соделал стол, за которым питаешься душами, пребывая в любви к ближнему.
Помазанный истинным смирением, ты не жаждешь чужого добра, кроме моей воли. Ты прямое, без каких-либо искривлений; делаешь сердце искренним и преданным щедрой любви, без лицемерия.
Ты – денница, которая возвещает свет Божьей благодати. Ты – солнце, которое согревает, ибо непрерывно горишь любовью. Ты велишь земле рождать, благодаря тебе все органы тела, все силы души приносят плоды, которые дают жизнь ей самой и ближнему.
Ты прекрасно, ибо никогда нетерпение не смущает твое лицо; сохраняет оно неподдельную радость и изящество мужества. Ты величественно несгибаемой выносливостью, столь величественно, что от земли достигаешь неба, ибо тобой и только тобой можно его отворить. Ты – скрытая жемчужина, неизвестная, попираемая миром и само унижаешься и поддаешься твореньям (ср. Мф 13,44-46).
Однако столь велика твоя сила, что никто не может тебе приказывать; ты вырвалось из смертельной неволи чувственности, которая лишила тебя твоего достоинства. Поразив этого врага ненавистью и пренебрежением к своеволию, ты вернуло себе свободу.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий