Среди наиболее известных женщин Ордена Доминиканцев видное место занимает Джулиана Морелл (Juliana Morell или Morella) – доминиканская монахиня из Каталонии, жившая в монастыре в Авиньоне в первой половине XVII века. Судьба её необычайно удивительна. Став первой женщиной, получившей степень доктора юридических наук, она бросила вызов обществу, в котором женщинам отводилась второстепенная роль, доказав, что для того, кто следует своей мечте и прилагает для её осуществления максимум усилий, нет ничего невозможного.
Рожденная в Барселоне 16 февраля 1594 года, Джулиана Морелл принадлежала семье converso, то есть обращённых евреев. Её отец, Жан Антони Морелл (Joan Antoni Morell) был каталонским банкиром, человеком культурным и образованным. Он не желал мириться с устоявшимися в обществе стереотипами, ограничивающими то, что женщина должна знать и уметь, пожелав дать своей дочери углублённое и разностороннее образование, в котором усматривал средство достижения «полной добродетели». После смерти матери, когда Джулиане было всего два или три года, её воспитанием и образованием занялись в Барселоне доминиканцы, хотя из-за различий в биографических источниках, сложно однозначно определить, были ли они доминиканскими монахинями или доминиканскими монахами. Во всяком случае, Джулиана, отличавшаяся умом и стремлением к знаниям, которые усваивала очень быстро, преуспела в обучении, и вскоре доминиканцы сказали, что им больше нечему её научить. Её образование было продолжено дома и доверено учителям из Барселонского Университета. Начиная с четырёхлетнего возраста, она обучалась латыни, греческому и ивриту. Когда Джулиане ещё не было семи лет, она написала письмо на латыни отцу, который был в отъезде, а в семнадцать лет она читала, писала и говорила на четырнадцати (!) языках.
Обременённый многочисленными долгами и обвиняемый в соучастии в убийстве, отец Джулианы бежал в Лион вместе со своей восьмилетней дочерью. В Лионе Джулиана продолжила учебу, посвящая девять часов ежедневно риторике, праву, диалектике, этике, математике, астрономии, физике и музыке (игре на органе и арфе). Даже в наши дни столь одарённый ребёнок-вундеркинд вызвал бы восхищение и неподдельный интерес. Что уж говорить о временах, когда образованию женщин даже в богатых семьях обычно не уделялось должного внимания! Джулиану все воспринимали как «чудо-ребёнка». Впрочем, помимо признания её выдающихся интеллектуальных способностей, стоит отдать должное отцовскому усердию, мудрым учителям и хорошим книгам, по которым она училась.
В возрасте двенадцати лет Джулиана Морелл публично защитила написанные ею тезисы по этике и морали Logicas tum Morales, посвящённые Маргарите Австрийской, королеве Испании (супруге короля Филиппа III). На церемонии присутствовали епископы и прелаты из различных монашеских Орденов, философы, юристы и богословы.
Наибольшее внимание Джулиана уделяла изучению гражданского и канонического права. Её отец, который вместе с ней поселился во французском городе Авиньоне, хотел, чтобы дочь получила степень доктора юридических наук. Это произошло в 1608 году, когда она в четырнадцать лет получила степень доктора summa cum laude, публично защитив свои тезисы в области права в авиньонском Папском дворце вице-легата перед выдающейся аудиторией, среди членов которой была принцесса Конде, а также видные представители университетского мира, религиозных общин и гражданского общества, тем самым став первой женщиной, получившей это научное звание.
Несмотря на выгодное предложение замужества, которое желал устроить её отец с неким дворянином из Прованса, Джулиана в том же 1608 году вступила в доминиканский монастырь Святой Пракседы (Sainte-Praxède) в Авиньоне, так как уже с тринадцати лет чувствовала призвание к монашеской жизни. Отец Джулианы, смирившись с её выбором, предпочёл бы для неё монастырь Valldonzella в Барселоне, но она пожелала остаться в Авиньоне, так как справедливо рассудила, что вдали от родной земли и многочисленных родственников сможет обрести большее духовное спокойствие. Не будем забывать, что в те времена замужество во многом ограничивало свободу женщины, тогда как уход в монастырь позволял реализовать себя в научной и писательской деятельности. Это было одной из причин, по которой женщины, коим посчастливилось получить хорошее образование, нередко выбирали безбрачие. Так и Джулиана, отвергнув идею замужества, избрала духовное спокойствие монастыря, которое позволило бы ей полностью посвятить себя изучению и написанию книг.
Подпись Джулианы Морелл |
В 1609 году Джулиана получила хабит Ордена Доминиканцев, а 20 июня 1610 года принесла вечные обеты. Три года спустя она стала настоятельницей монастыря, будучи впоследствии ещё дважды избрана на эту должность. За два года до своей кончины Джулиана Морелл испытала немалые физические страдании, её предсмертная агония продолжались пять дней. Она умерла 26 июня 1653 года в том же монастыре в Авиньоне, где и была похоронена.
В поэме El laurel de Apollo, написанной в 1630 году, Лопе де Вега говорит о ней «как о четвертой грации и десятой Музе» и называет её ангелом, который публично преподавал все науки с профессорских кафедр и в школах, отмечая, что в свете достижений Морелл даже Кассандра и Марселла «теряют своё величие».
На одной из старинных гравюр, автор которой неизвестен, мы видим Джулиану трудящейся над написанием трактата в своей келье. Её взгляд обращён к рукописи, в работу над которой она погружена, а вся поза выражает спокойствие и достоинство человека, познавшего божественную премудрость и свободного от суеты мира сего. Из открытого окна Джулиану освещает свет – символ божественного озарения. На её столе можно видеть распятие и череп, а за спиной – множество книг. Обычно именно к такой символике прибегали художники для того, чтобы изобразить человека учёного, мудрого, посвятившего свою жизнь интеллектуальному труду.
Джулиана Морелл в келье |
Джулиана Морелл оставила после себя ряд религиозных сочинений:
- перевод на французский язык книги испанского доминиканского монаха Святого Винсента Феррерского «Духовная жизнь» (Vita Spiritualis) с комментариями и примечаниями к различным главам;
- «Духовные упражнения для вечности» (Exercices spirituels sur l'éternité);
- перевод на французский Правил Святого Августина с добавлением различных объяснений и наблюдений с целью обучения;
- история реформы монастыря Святой Пракседы (L'Histoire du retablissement et de la reforme monastere de Sainte-Praxede) с биографиями некоторых благочестивых сестёр (в рукописи);
- стихотворения на латыни и французском, некоторые из которых были напечатаны, а некоторые остались в рукописях.
Интересно, что Морелл – единственная женщина, которая занимает место в паранимфе Барселонского Университета. Тем самым Университет воздаёт честь её интеллекту и эрудиции.
Имя Джулианы Морелл на паранимфе Барселонского Университета |
Несомненно, Джулиана Морелл, является одной из наиболее мудрых и образованных христианских женщин, среди которых блистают Святые Екатерина Александрийская, Хильдегарда Бингенская, Тереза Авильская, явившие миру совершенные достоинство и мудрость, сочетающиеся со смиренным служением Богу и Церкви.
Сестра Маргарита-Иоанна OPs
Отправить комментарий