Из книги Житие св. Агнессы из Монтепульчано, Глава III,b (31-35).
К этим чудесам добавляю ещё и те, которые преподобная по милости Всемогущего творила всякий раз, как её монастырь посещали какие-нибудь земные нужды. Случилось так, что в вышеупомянутом монастыре, находящемся в Прочено, у сестёр однажды совершенно и полностью закончилось масло. Когда сестра, в обязанности которой входило обеспечение мирских нужд, возвестила о том рабе Господней, та, задумавшись на минутку, ответила вестнице:
- Посмотри, дочь моя, осталось ли в сосуде хоть сколько-нибудь, хоть немножко масла?
Когда же она ответила, что не осталось вообще ни капельки и что, мол, она и так это знает наверняка, поэтому нет толку снова смотреть, святая возразила:
- Поверь, дочь моя, сосуд не пуст. Вернись же и посмотрите ещё раз, ибо по милости Всемогущего Бога масло в сосуде несомненно найдётся.
Смиренно повиновавшись сему приказу, верная ученица направилась к тому самому сосуду и обнаружила, что он до краёв полон масла. Тотчас же в радости и изумлении возвратившись к святой аббатисе, сестра возвестила о чуде. Агнесса же, для которой не было новостью то, что она вымолила у Господа, умерила её радость святыми и мудрыми словами и повелела щедро раздавать то, что было послано свыше. Раздатчица же вышеупомянутая, добросовестно подчинившись, выполнила [указание], и в конце концов оказалось (как она потом рассказывала), что небольшого сосуда с маслом, которого сёстрам обычно едва доставало на несколько дней, теперь вполне хватало на все монастырские нужды в течение целой Четыредесятницы.
Точно так же часто случалось – как в Прочено, так и в Монтепульчано, – когда не хватало денег расплатиться со строителями или другими заимодавцами монастыря: святая посылала сестру-казначейшу перепроверить казну, и хотя казначейша уверенно заявляла, что там ничего нет, однако, отправившись взглянуть ещё раз, находила там столько денег, сколько общине было нужно.
А ещё нечто похожее явил милосердный Бог чрез рабу Свою в вышеупомянутом Монтепульчано. Так вот, те двенадцать сестёр, которых она собрала в монастыре, где ныне пребывают её честные мощи, однажды [доложили] ей, что хлеб полностью кончился. Раба Христова стала утешать дочерей своих нежными словами и ласково увещевать их, чтобы ничуть не сомневались в огромной щедрости Божией, заверяя, что божественная помощь близка. И когда сестра, в обязанности которой входило отвечать стучащимся, подошла к «роте»*, то обнаружила, что какой-то мужчина принёс четыре маленьких буханки хлеба, которых едва хватило бы хоть двум сестрам перекусить. Возблагодарив Господа и мужчину того, [привратница] взяла эти [хлебцы], с ликованием отнесла их духовной матери всей обители, сказала:
- Вот, Ваше преподобие, Господь уже начал исполнять слово, что вы изрекли недавно.
И, сказав это, показала принесённые хлебы. Увидев их, преподобная тотчас же весело повелела подать их на стол, а сёстрам рассесться, как обычно. После этого, взяв хлебы в свои святые руки, она благословила и преломила их, воздав благодарение, и любезно раздала сотрапезницам (ср. Мф. 14:19). Когда это было сделано, оные хлебы так выросли в её руках, что упомянутые сестры наелись и насытились, да ещё осталось столько, что многих помимо них можно было бы накормить.
И сие чудо умножения хлебов, а также появления новых, Господь являл чрез рабу Свою снова и снова. Так, например, однажды девочки, вступившие в монастырь в малом возрасте, по детскому обыкновению просили хлебушка, чтобы перекусить между трапезными часами, и, хотя хлеба совсем не было, малышки не унимались, а ещё настойчивее клянчили жалостными своими голосками. Преподобная, услышав их крики, срочно вызвала упомянутую сестру Екатерину, любимицу свою, и велела ей принести хлеба просящим девочкам. Когда та ответила, что в монастыре нет ни крошки хлеба, раба Всемогущего Бога вновь приказала пойти обратно к ларю, где обычно хранились хлебы, и принести буханки, что там найдутся, девочкам – пусть, мол, поедят. Когда же она, вынужденная приказом, послушно вернулась к ларю, обнаружила, что он битком набит хлебом, хотя, когда она прежде в ответ на сетование упомянутых девочек открывала его, он был совершенно пуст. Придя от сего в радостное изумление, она возблагодарила Всевышнего, раздала хлеб малышкам, а остатки сохранила на нужды монастыря.
А ещё эта сестра Екатерина сообщила моим рассказчицам, что в Прочено (где эти самые рассказчицы тогда жили вместе с преподобной) однажды полностью закончился хлеб, а когда настал час сёстрам вкушать трапезу, раба Христова велела накрыть стол, сесть всем сёстрам, и сама села за стол. И хотя она увещевала их к терпению, да и они уже настроились с благодарением поесть сырых овощей (или что там ещё Господь послал) без хлеба, преподобная, пожалев своих дочерей, с материнским чувством коротенько помолилась про себя Господу. А окончив молитву, с великой радостью воззрела ввысь и, протянув руку, словно бы что-то хотела взять, вытащила из воздуха печённый в золе хлеб. Наклонившись, она положила его на стол и, воздав благодарение, разделила его между всеми; и вся община насытилась так, будто весь стол был покрыт хлебами. И неудивительно, ведь рука ангельская передала тот хлеб, что щедро ниспослал Создатель всех брашн зерновых.
* Вращающаяся деревянная башенка с подъёмником. – прим. пер.
Перевод: Константин Чарухин
Отправить комментарий