Письмо CXLIII, св. Екатерины Сиенской королеве Джованне Неаполитанской
Дражайшая и достойная матушка, королева мадонна. Твоя негодная Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишет тебе в драгоценной Крови Его, жаждая узреть тебя истинной дочерью и невестой, обрученной нашему милому Богу. Первая благая Истина называет тебя дочерью, ибо все мы были сотворены Богом и от Него происходим. Он сказал: «Создадим человека по нашему образу и подобию». Потом же, когда Бог принял природу человека, каждое разумное творение было с Ним обручено. О, сладчайшая любовь Христова, во знаменование обручения с человеком, Ты дал ему на восьмой день, в святом Обрезании, обручальное кольцо Твоего милейшего и святейшего тела. Знаешь, достойная матерь, что на восьмой день после рождения Агнец отдал кусочек плоти величиной с обручальное кольцо, как задаток и обещание полного вознаграждения, которое мы получили потом, на древе святейшего креста. Когда наш Жених, непорочный Агнец был замучен, из каждой части Его Тела истекала кровь в таком изобилии, что хватило ее на омовение всех грехов и пороков Его невесты, то есть рода людского. Обрати внимание, госпожа, что пламенная Любовь Божья дала нам перстень не из золота, но из своего тела. Милейший Отец приготовил нам свадебный пир не из мяса животных, но из драгоценного тела своего Сына; накормил нас мясом Агнца, испеченным в огне любви, на древе славного креста.
Дорогая матушка, горячо прошу тебя и заклинаю Иисусом Христом от всего сердца, от всей души и изо всех сил: возлюби дорогого, милого Отца и Жениха! Начни со рвением служить Ему, ибо Он – Бог, наивысшая и вечная Истина, которая нас возлюбила, не будучи еще любимой. Пусть никакое творенье, положение, достоинство, власть или какое бы то ни было человеческое отличие (все они суетны и преходящи, как ветер) не отлучат нас от этой истинной любви, которая является славой, жизнью и благословением нашей души. Тогда мы окажем верность Жениху. Когда душа любит только своего Творца и ничего кроме Него не жаждет, то любит и делает все ради Него, и ненавидит все то, что несогласно с Его волей, то есть – пороки, грехи, несправедливость и другие слабости. Святая ненависть велит ей выбрать скорее смерть, чем неверность вечному Жениху. Будем же верными, следуя примеру Христа Распятого. Отвергнем же пороки, и возьмем в руки добродетели, совершая великое ради Христа.
Достойная королева и госпожа, когда я получила твое письмо, душа моя утешилась и возрадовалась, ибо кажется мне, что ты готова пожертвовать свои блага и жизнь ради славы имени Иисуса Христа. Ты не можешь оказать Ему большей любви, как и не принести более ценной жертвы, чем отдать за Него жизнь, когда придет необходимость*. Ох, какое же это будет счастье, когда увижу, как за Кровь ты отдашь кровь и как возгорится в тебе огонь святой жажды при упоминании Крови Сына Божьего. Поскольку ты носишь титул королевы Иерусалима** то стань во главе святого паломничества, сражайся за то, чтобы это святое место не оставалось далее во владении худших из неверных, но, чтобы с честью овладели ним христиане, а также и ты, госпожа, ведь это твоя собственность. Наверняка ты знаешь, что Святой Отец очень того жаждет. Если же святой Жених наполнил твою душу волей борьбы, то ныне я бы очень хотела, чтобы ты сказала об этом папе, ибо тогда увеличится его жажда. Прежде всего однако я бы хотела, чтобы ты лично приняла участие в святом паломничестве, призывая к этому других христиан. Ибо если ты захочешь исполнить свое святое постановление, тогда узришь множество христиан, готовых последовать за тобой. Заклинаю тебя, матушка, любовью Христа Распятого, выстой в этом намерении. Возношу молитвы к наивысшей и вечной благости Бога, на сколько только позволяет мне мое слабое тело, чтобы уделил тебе свет в этом предприятии и во всех других добрых делах. Молюсь также о том, чтобы возросла в тебе жажда большая, чем все другие жажды. Прошу Бога чтобы – горя огнем любви – ты перешла от господства в этой жалкой жизни, к миру в вечном граде Иерусалиме, где милостивый Бог соделает всех нас королями и князьями, а также вознаградит за все наши труды, совершенные в сладостной любви к Нему.
Выстой в святой любви Божьей. Иисусе, Иисусе, Иисусе.
4 августа 1375
* Джованна Неаполитанская обещала лично отправиться в крестовый поход, что не было бы чем-то новым в истории крестовых походов. В 1302 году папа Бонифаций VIII лично призывал тридцать двух генуэзских дам принять участие в крестовом походе.
** Анжуйская династия Неаполитанских королей с 1277 года носили титулы королей Иерусалима. Использовал его Карл I (1266-1285) и Карл II (1285-1309), не смотря на потерю земель, дающих право на этот титул. Джованна не выражала охоты отвоевать эти земли, как и не была привязана к титулу «королевы Иерусалима». Тем не менее, св. Екатерина использовала наследственный титул, как аргумент для участия в крестовом походе.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий