Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 11a.
Поскольку по первому правилу справедливости тому, кто совершенно послушен Богу, с необходимостью послушно всё, постановил я, любезный читатель, поместить в этой главе некоторые примеры, которые ясно покажут тебе, что сия дева была в высшей степени Творцу послушна, из-за чего творения слушались веления её.
В ту пору, когда преподобная сия дева жила в Сиене, но прежде, чем я удостоился знакомства с нею, случилось так, что некая молодая вдова по имени Алессия с таким пылом прилепилась к святой деве, что без неё чуть ли не отказывалась жить. По каковой причине она благоговейно приняла хабит, какой носила дева, и, оставив собственный дом, наняла по соседству от оной девы, чтобы иметь больше возможности услаждаться общением с нею. После этого дева Господня стала избегать суеты отцовского дома и часто оставалась в доме Алессии по нескольку дней, а иногда недели и месяцы.
Случился же в один год недостаток пшеницы в городе Сиене, да такой, что горожане покупали в основном засохшую пшеницу, хранившуюся в землянках и пропахшую плесенью, потому что в то время никакой другой пшеницы нельзя было найти ни за какие деньги; вот и Алессии пришлось купить такой пшеницы, чтобы не остаться совсем без хлеба. Правда, поскольку приближалось время жатвы, прежде чем кувшин этой заплесневелой муки истощился, на рынок привезли новую и чистую пшеницу. Прослышав о том, Алессия решила выбросить эту зловонную муку и печь хлеб из нового зерна, что она купила. Но поскольку в то время у неё дома жила святая дева, то она открыла ей свои помыслы, сказав:
- Из этой муки, матушка моя, получается такой вонючий и горький хлеб, что, коль скоро Господь явил нам свою милость, я решила выбросить то немногое, что осталось.
На что дева ответила ей:
- Неужели ты хочешь выбросить то, что Бог произвёл в пищу людям? И если ты не хочешь есть этого хлеба, то отдай его хотя бы нищим, у которых и того нет.
Когда Алессия возразила, что ей совесть не позволит даже нищим давать такой плесневый и смрадный хлеб, но лучше она вдоволь попотчует их хлебом из хорошей пшеницы, дева прибавила, молвив:
- Приготовь воды и принеси муку, которую ты решила выбросить, ибо я сама попытаюсь испечь из неё хлеб для нищих Иисус Христовых.
Сказала, и всё было сделано.
Так вот, дева сначала замесила тесто, а затем налепила хлебов из малого количества той заплесневелой муки, причём так быстро и так много, что Алессию и её служанку оторопь взяла при виде этого; ибо даже из четырёхкратного, а то пятикратного количества муки невозможно было бы испечь столько хлебов, сколько преподобная дева подавала целомудренными своими руками Алессии, чтобы та разложила их на противнях; причём от этих хлебов не чувствовалось никакого зловония в отличие от других, которые прежде пекли из той же муки. После того хлебы, слепленные девой, отправили в пекарню, вернули [готовые] в дом Алессии и по повелению девы возложили на стол. А когда сотрапезники попробовали их, то не заметили отнюдь никакой ни горечи, ни плесневой вони; мало того, признались, что никогда не едали такого вкусного хлеба.
Сие стало известно брату Фоме, духовнику девы, который пришёл с несколькими учёными братьями и благочестивыми людьми, которые, изучив дело, были поражены, видя, что оные хлебы так прибавились в количестве и так чудесно улучшились качеством. Но к этим двум дивным свершениям прибавляется третье, ибо хотя по велению девы хлеб оный со всей щедростью раздавали нищим и преобильно оделяли им братию, да и никакого другого хлеба в доме не ели, в ларе неизменно оставалось его большое количество. Короче говоря, с одним только хлебным веществом Господь сотворил чрез невесту Свою три немалых знамения, ибо, во-первых, плесень и зловоние от оной муки удалил; во-вторых, прирастил тесто, из неё замешанное; в-третьих, умножил хлебы в ларе так, что при описанной выше раздаче все перечисленные люди едва смогли их съесть за несколько недель. Приметив сие, они и те, чьих сердец коснулся Бог, сохранили немного этого хлеба как святыню, так что доселе живы некоторые мужи и жёны, которые имеют в наличии частицы его, хотя минуло уже двадцать лет или около того, как сие чудо свершилось.
Но и я, когда впервые при её жизни прослышал о том, проникся любопытством и, жаждая как можно точнее узнать, как это произошло, стал расспрашивать её наедине, почему да как. На что она молвила:
- Ревность овладела мною, дабы дарованное Господом не оказалось в пренебрежении, и сострадание к нищим жгло меня; посему я с пылом подошла к мучному ларю, и тут же явилась милейшая моя Владычица Мария в сопровождении множества святых и ангелов и велела мне сделать то, что я и собиралась; и такое проявила Она снисхождение и любовь, что всесвященными руками Своими начала лепить хлебы те, а силою оных священных рук хлебушки и умножились. Ибо же Владычица сама давала мне вылепленные Ею хлебы, а я подносила их Алессии и служанке.
Тогда я молвил:
- Тогда ничего удивительного, матушка моя, что хлебы сии были так вкусны для меня и для других евших, раз слепили их точёные ручки оной Пресвятой Царицы, ведь в ларце Её всесвященного тела высшим искусством Троицы был вылеплен (так сказать) Хлеб, который сходит с небес и жизнь даёт всем верующим (ср. Ин. 6:33).
Заметь же, читатель, ещё раз и обрати внимание на то, сколько заслуг было у сей девы, которой Царица Небесная изволила помочь в приготовлении хлеба для чад своих. Родительница Слова Божия тем самым дала нам уразуметь, что чрез ту самую деву, руками которой Она дала нам хлеб телесный такого качества, намерена уделить нам и духовный хлеб спасительного слова. Посему все мы, как бы понуждаемые духом Божиим, называли сию [деву] Матушкой, и небезосновательно: ведь она поистине была матерью, которая непрестанно рождала нас не без стонов и тревог из чрева души своей, доколе не изобразился* в нас Христос (ср. Гал. 4:19), и непрестанно питала нас хлебом разумного и здравого учения.
Далее, с того места, где зашла речь о умножении хлебов, я в продолжение темы перейду, не соблюдая временной последовательности, к тем [чудесам], которые свершились под конец её жизни.
* Formaretur, – в Вульгате, как и в греческом тексте глагол указывает на формирование подобное образованию ребёнка или… лепке хлеба из теста. – прим. пер.
Перевод: Константин Чарухин
Отправить комментарий