Господи! дочь моя теперь умерла, но приди, возложи на нее руку Твою

11/27/2022, No Comment

Проповедь De tempore в двадцать четвертое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Domine, filia mea modo defuncta est: sed veni, impone manum tuam super eam (Мф 9,18).

В этой евангелии можно выделить два вопроса. Во-первых, что означает эта умершая. Во-вторых, каким образом она была возвращена к жизни. Что касается первого, то заметь, что эта умершая дочерь символизирует грешную душу, которая умирает духовно тогда, когда совершает грех. Из Святого Писания узнаем, что есть семь грехов, которые убивают душу. Аллегорически они представлены в Ветхом Законе под видом семи убийств.

Прежде всего душу убивает гордыня. Аллегорически это было представлено в Четвертой Царской Книге (9,1-37). Читаем там, что, когда Господь сделал Ииуя царем Иерусалима, приказал ему отомстить своим врагам, к которым относился также царь Ахав и его сыновья. У Ахава было семьдесят сыновей. Убив их, Ииуй пришел в Изреель, чтобы убить также жену свою Иезавель. Когда она узнала о его прибытии, взошла на башню, нарумянилась и украсилась красивыми одеяниями и глядела в окно (ср. 2Цар 9,30). Увидев это Ииуй приказал ее выбросить. Когда это сделали, растоптали ее кони (ср. 2Цар 9,33) и она умерла. «Глосса»: Эта Иезавель с нарумяненным лицом означает гордую душу, которая теперь румянится, чтобы казаться красивее других. Наряжается одеяниями, чтобы выглядеть достойней и быть более чтимой людьми; и выходит на башню, то есть презирает других; и глядит, показываясь в окне, чтобы ее прославляли. Когда видит ее Ииуй, то есть Бог, приказывает своим посланцам – ангелам сбросить ее с башни, то есть с гордости житейской. И таким образом падет она на адскую землю, где жестокие кони, то есть злые духи растопчут ее, так что отныне уже не восстанет. Ибо из ада нет спасения.

Во-вторых, убивает душу зависть. Аллегорически было это представлено в Книге Чисел (21, 4-9). Читаем там, что, когда сыны Израиля были выведены из Египта и пребывали в пустыне, начали роптать против Моисея по причине зависти, поскольку был он их проводником, говоря: «Мы опустошены и от голода нет у нас сил. Хорошо нам было в Египте, где мы ели мясо, а здесь ничего у нас нет, кроме манны» (ср. Числ 21,5). Бог, видя, что они бунтуют и не воздают уважение Моисею, послал на них огненных гадюк (Числ 21,6), которые их жалили и убивали. «Глосса»: Этот люд означает люд христианский, который был выведен из тьмы Египетской, то есть из множества заблуждений. Ныне видит он Бога благодаря вере, ибо Израиль переводится как «видящий Бога». Но это люд, который стремится в землю обетованную, то есть в царство небесное, должен творить мир, а каждый из его членов должен поддерживать другого. Ныне же один завидует почестям, богатствам, красоте другого. Завидует, что у его соседа лучше идут дела, чем у него. Бог, видя это, посылает на них огненных гадюк, то есть злых духов, которые будут жалить их в аду тяжелейшими укусами. Ибо это те гадюки, которых видел Тундал*. «Видел я, говорит, какую-то глубокую яму, из которой вырывался страшный огонь. И за этим огнем я увидел гадюк, которые вырывали языки из уст душ умерших, а также их внутренности и снова падали с ними с края в глубокую яму. А когда я спросил, какие грехи они совершили, сказано мне было, что были они наказаны за свою зависть».

В-третьих, душу убивает гнев. Так и Иов говорит: глупца убивает гневливость (Иов 5,2). Аллегорически это было представлено в Четвертой Царской Книге (9,11-26) в особе Иорама. Когда узнал он, что прибывает к нему Ииуй, отправил посла ему на встречу. Когда один не вернулся, послал второго, чтобы узнать, с мирными ли намерениями прибывает к нему Ииуй. Тот также не вернулся. Иорам разгневался, сел на колесницу и выехал напротив них. Ииуй, увидев его, натянул лук… и поразил его между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его (ср. 2Цар 9,24), чтобы сожрали его дикие звери и птицы. «Глосса»: Этот Иорам представляет человека, склонного к гневу, который в своем доме рычит как медведь, то на детей, то на жену, то на соседей, а сердце его никогда не знает покоя. Носит он гнев в сердце год, два, десять лет, чтобы отомстить кому-то. Но случается так, что когда он выходит, как Иорам из дому, то есть, когда гнев берет верх и делает так, что вопреки разуму уже хочет он мстить, тогда встает на его пути Ииуй, то есть Бог, и поражает его своей стрелой, то есть посылает смерть. Его слуги, то есть злые духи, которые разожгли в нем гнев, снимут его с колесницы, то есть из мира, и бросят на адское поле, далеко от дороги, где будут пожирать его дикие звери и страшные птицы, однако никогда до конца он не будет сожран.

В-четвертых, душу убивает алчность. Аллегорически было это представлено в Книге Исход (14,1-31). Читаем там, что сыны Израиля были выведены из Египта и посуху прошли через Красное Море. Египтяне, распаленные алчностью, преследовали их, желая привести их назад в свою землю. Когда вошли они в море, тотчас утонули. «Глосса»: Египтяне означают грешников, которые не довольствуются благами, которые имеют от Бога, но жаждут еще больше и более многих владений. Воистину, прежде чем это заметят, будут поглощены водами, то есть богатствами, или потонут в горьком море, то есть в горечи адских мук.

В-пятых, душу убивает апатия. Аллегорически это представлено в Книге Судей (16,22-31) на примере Самсона. Он разочаровался в жизни, поскольку был слеп и не мог явить свою силу. По причине этого разочарования, он пошел и сотряс дом (ср. Суд 16,30), в котором собрались египтяне. Дом, обрушившись, убил его и всех, кто в нем был. Таким образом Самсон убил самого себя. «Глосса»: Самсон представляет грешного человека, который медлителен в служении Богу и всем Его святым, которому даже не хочется жить. Обрушатся на него в судный день строения или дома, когда осужденные скажут горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (Лк 23,30). Многие по причине апатии и уныния сердца и сейчас убивают себя и вешаются.

В-шестых, душу убивает обжорство. От пресыщения многие умерли (Сир 37,34). Аллегорически это представлено в Книге Иова (1,1-23). Читаем, что Иов имел семь сыновей и три дочери (Иов 1,2). Был он человеком весьма состоятельным. Поскольку был он богат, его сыновья и дочери устраивали пиры друг для друга и приглашали поочерёдно (ср. Иов 1,4). И случилось так однажды, что, когда они ели и вино пили в доме первородного брата своего… ветер пришел… и охватил четыре угла дома, и дом упал, привалил всех и они умерли (ср. Иов 1,18-19). «Глосса»: Эти сыновья Иова представляют христиан, которые благодаря благодати стали детьми Божьими. Но когда дети эти предаются обжорству и пьянству, истинно, прежде чем заметят, дом ихнего тела развалится, охваченный ветром болезни, и духовно их привалит так, что уже никогда больше не восстанут.

Примером того, что пьянство и обжорство убивает, служит один человек уже наших времен. Сидел он долго в трактире, попивая пиво, и около полуночи возвращался домой через мост, находящийся на реке в Лигнице. Тогда дьявол, схватив его, бросил его в прорубь, вырубленную во льду. Утром нашли его тело, утопленное вверх ногами, и вниз головой.

В-седьмых, душу убивает разврат. Аллегорически это представлено в Книге Бытия (19) на жителях Содома, на которых пролил Господь дождем серу и огонь (ср. Быт 19,24) и так живыми они сошли в ад. Так будет со всеми развратниками, на которых Господь прольет слова уст своих, а потом прольет на них огонь и адские кары. А почему прольет на них этот дождь кар? Воистину, потому что так как никто не может счесть капель дождя, точно так никто не сможет счесть всех кар, которые коснутся развратников. Таким образом я представил, что семь грехов убивают душу.

Во-вторых, можем обратить внимание на способ, каким эта умершая была возвращена к жизни. Во-первых, Христос сделал это потому, что просил о ней её отец. Здесь показана помощь, которую обеспечивает молитва. Отца звали Иаир, то есть «освещающий» или «освещенный». Это означает то, что, если кто-либо снова духовно восстать из грехов, следует, чтобы о нем молились люди, которые, живя блаженно, были освещены и своими учениями, и примером освещают других.

Далее Господь выгнал из дома толпу. Точно так и ты, если хочешь снова вернуться к жизни, должен выгнать из дома твоего сердца всяческую толпу злых мыслей, которые гнетут душу, иногда даже до смерти. Аллегорически это было представлено в Четвертой Царской Книге (7) на примере того, который хотел верить в то, что провестил Пророк, что за меру муки должны платить один сикель (ср. 2Цар 7,1). Ему сказал Пророк: увидишь…, но есть этого не будешь (2Цар 7,19). Утром, когда мужи, осаждавшие город, убежали, вышел люд, чтобы собрать добычу, которую оставили, и внести в город. А он стоял в городских воротах (ср. 2Цар 7,20). «Глосса»: Эта толпа означает злые мысли, которые удручают душу так, как этот сановник был затоптан. Поэтому выбрось злые мысли из дома твоего сердца, если жаждешь наново вернуться к жизни.

В-третьих, возложил Он на нее свою руку, касаясь ее, и тотчас она встала (ср. Мф 9,25). Точно так и ты, если хочешь наново восстать от смерти, причиной которой был грех, должен позволить, чтобы тронула тебя рука Христа какой-нибудь болезнью, или рука священника на исповеди, и будешь исцелен. Читаем же у Матфея, что один прокаженный, придя к Христу, просил Его, говоря: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить. И протянув руку свою, Христос коснулся его, говоря: хочу… и тотчас был он очищен (ср. Мф 8,2-3). Но чья это рука должна тебя коснуться? Верно, как я сказал, рука священника, которая прикасается к тебе при исповеди, когда уделяет тебе отпущение, а ты наново возвращаешься к жизни от смерти, причиненной грехом.

Имеем тому пример. В одном городе были два брата и одна сестра. Один брат был богат, а второй беден. С этим бедным жила сестра. Видели они, что их брат богат и ничем не хочет им помочь. Договорились они между собой, что убьют его и получат потом какую-то часть его денег. Поэтому пригласили они его в свой дом, сказав, что приехал к ним какой-то купец, который имеет на продажу драгоценные камни. Услышав это, тот пришел в их дом. Сестра, тотчас подняв топор, ударила брата, а второй помог ей и убитого они бросили в конюшне, под навоз. Слуга этого богатого пришел к их дому и увидел стену, забрызганную кровью. Пошел и выдал их. Их схватили и приговорили к смерти. Когда их вывели за город, стал на их пути священник. Сестра тотчас исповедалась и получила отпущение. Но ее брат вовсе не хотел исповедоваться. И так, связанных вместе их бросили в огонь. Тотчас тот, кто не хотел исповедоваться, сгорел, она же вышла нетронутой. Таким способом избавила ее от временной смерти рука, которая уделила ей отпущение. Потом эта женщина окончила жизнь, поступая праведно.

* Visio Tnugdali (Видение Тундала) – популярное в средневековье мистическое произведение, повествующее о видении потусторонних миров, в которых побывал ирландский рыцарь Тундал (лат. Tnugdalus, ирл. Tnúthgal). Было написано в XII веке монахом по имени Марк, из ирландского монастыря в Регенсбурге.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий