Окончание проповеди блаженного Генриха Сузо, Lectulus noster floridus, 3.
Если Святое Писание уверяет нас, что в этой материи нет ни одного греха, то возникает вопрос, почему милосердный Бог испытывает этих людей столь жестокими страданиями; ибо вообще, они бы ведь согласились вместо них перенести всяческие телесные страдания. Они сами, как и некоторые другие, лишенные знаний и жизненного опыта, в своей простоте воображают себе, что единственной причиной этого являются какие-то прегрешения. Но это не так. Не возникает сомнения, что с такими искушениями ведут борьбу многие святые, мы видим это каждый день, такие примеры дает нам Святое Писание – в то время как злые, никчемные люди свободны от них. Кроме того, некоторые переживают их в детстве, то есть в период, когда они не могут совершать тяжкие прегрешения.
Однако, в тех случаях, когда в действительности или только в чьем-либо представлении, такие страдания, такое суровое покаяние являются следствием собственных грехов, пусть тогда человек всем сердцем прославляет Бога, поскольку согласно Святому Писанию, одно из наибольших проявлений любви Бога следует видеть в том, что Он позволяет быстро искупить грех уже на земле, перенося страдания, которыми От его испытывает*. Почему же Бог испытывает их такими, а не иными страданиями, это остается укрытой в Нем тайной. Пусть примут их таким вот образом: Бог, который лучше – и снаружи и изнутри – знает сердце, дух и характер человека, каждому дает как мудрый лекарь и верный отец то, о чем только Он один знает, что для него является наилучшим.
Но кто-либо мог бы здесь спросит, какое из этого следует благо для человека. Согласно с Писанием отвечу, что кроется в этом огромное, несказанное благо. Некоторые по природе своей горды; для таковых нет лучшего и более скрытого способа склонить его к покаянию, которое является началом всяческой добродетели. Ибо им кажется, что мерзости искушений отвечает также мерзость греха, хотя в действительности это не так, так как одним только актом предпочтения в себе человек мог бы более согрешить пред Богом, чем опытом даже тысячи самых мерзких искушений. Это видно на примере наивысшего ангела, который пал, не смотря на то, что не имел таких искушений. Заканчивается это иногда тем, что человек, который не хотел познать самого себя в высокомерных мыслях, ныне познает себя в страдании, а тот, кто ранее пренебрегал другими, теперь считает правильным, что стал предметом пренебрежения для всех. Что может быть для человека более полезным, что сможет для него шире открыть путь к Богу? Ведь невозможно осудить смиренного.
Поэтому, если такие люди хотят придерживаться Святого Писания и истины, они должны воистину пасть на колени и озолотить эти страшные страдания, благодаря за них Бога – за то, что они могут привести их к столь огромной добродетели. Они вырывают их из ада и переносят в Царство небесное, могут также предохранить людей от плотских падений и многих других грехов, поскольку поглощают их до такой степени, что они освобождаются от огромного тщеславия, и это является благородной пользой. Кроме того, они побуждают ко всяческим добродетелям, так как являются источником столь огромных страданий, что люди ищут всяческие способы, все также кажется им возможным, только бы они могли освободиться от страданий. И хотя они делают все, что находится в их силах, Бог часто оставляет их в этом состоянии, пока – после того как соберут больше благих дел – эти люди не станут сосудами полными всяческих добродетелей и благодатей.
Взгляните же, дорогие дети, с какой любовью Вековечная Премудрость может все расставить. Людям кажется, что они несут огромные потери, а в это время Бог делает так, что их страдания превращаются в огромную пользу; им кажется, что они злы, а они – добры, что из-за этого они великие грешники, а в это время в очах Божьих они – великие мученики, ибо ежечасное испытание таких мук в тысячу раз болезненнее, чем потеря головы от одного удара. И – чтобы не затягивать: согласно Святому Писанию и истине, мы имеем в этом верный, с любовью нам данный знак непостижимых благодатей и сердечной близости, которые позднее станут их уделом. Поэтому, пусть страдают с радостью и без принуждения, ибо после этой горечи, наверняка откроется для них вечное блаженство.
Случилось как-то, что также некая монахиня испытывала в монастыре такие страдания. После смерти она явилась и сказала, что они были для нее чистилищем на земле и что Бог её принял к себе в вечность сразу после смерти.
Пусть милейший наш Господь, Иисус Христос, также поможет нам этого достичь. Аминь.
* «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3,19).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий