Сейчас, когда Церковь переживает период Великого поста, предлагаем поразмышлять над триптихом флорентийского художника Доменико ди Микелино «Страсти Христовы», задуматься над его глубоким смыслом и символикой, связанной, в том числе, с Орденом Доминиканцев.
Как и о большинстве художников периода Кватроченто, о Доменико ди Микелино известно относительно немного. В те времена личность художника чаще всего находилась в тени его произведений, которые были призваны прославлять не столько мастерство живописца, сколько величие Бога – величие, которое, как это не кажется парадоксальным для мира сего, проявилось также и в Крестных муках и смерти Христовой.
Доменико ди Микелино (Доменико ди Франческо) родился во Флоренции в 1417 году и всю свою жизнь провёл в родном городе, где, среди величественных храмов и дворцов, красота которых служила неисчерпаемым источником вдохновения для многих людей искусства, зрело его призвание художника. Кем были родители Доменико, в его биографии не сообщается. Но известно, что одного из его первых учителей, резчика по слоновой кости, звали Микелино ди Бенедетто, от которого Доменико ди Франческо заимствовал имя.
Среди искусствоведов нет единого мнения о том, был ли Доменико ди Микелино учеником Фра Беато Анджелико, но многое в его стиле указывает на несомненное влияние великого художника на становление живописной техники Микелино. Кроме того, об этом факте в биографии Доменико ди Микелино упоминает Вазари в своём Жизнеописании Фра Джованни да Фьезоле: «Учениками брата Джованни были также Джентиле да Фабриано и Доменико ди Микелино; последний написал на дереве образ для алтаря св. Зиновия в церкви Сант Аполлинаре во Флоренции и многие другие картины».
Первой задокументированной работой Микелино является процессионная хоругвь для больницы Ospedale degli Innocenti, заказ на которую он получил между 1440 и 1446 гг. На ней изображена Дева Мария, укрывающая своей мантией детей. В 1500 году эта картина, хранящаяся в галерее больницы, была переписана до такой степени, что её изначальный облик оказался практически утрачен под новыми слоями темперы.
В 1442 году Доменико ди Микелино был избран в Compagnia di San Luca, гильдию художников и миниатюристов, а 26 октября 1444 года присоединился к Arte dei Medici e degli Speziali, одной из семи крупных флорентийских гильдий декоративно-прикладного искусства.
Между 1449 и 1454 годами он был автором серии фресок для часовни Сан-Леонардо в церкви Санта-Мария-Перетола. В 1459 году Доменико ди Микелино по заказу флорентийского живописца Лоренцо Пуччи расписывает процессионную хоругвь для братства, находившегося в Сан-Франческо в Кортоне. Козимо Медичи в 1463 году поручил ему написать алтарный образ для церкви Сан Джироламо в Вольтерра.
В эти годы Микелино также углублял знания об искусстве итальянского живописца Филиппо Липпи, который оказал влияние на его стиль живописи, что особенно проявилось в написанных им одухотворённых образах Мадонны.
Самой известной работой Доменико ди Микелино является фреска «Данте и три Царства» во Флорентийском соборе, написанная в 1465 году. Работа над фреской длилась пять месяцев. Фреска условно разделена на три части: Ад, Чистилище и Рай. Данте находится в центре в красном одеянии; на его голове лавровый венок, в левой руке он держит том «Божественной комедии», лучи из которой падают на город, в котором легко узнать Флоренцию. Своей правой рукой Данте указывает на шествие грешников, идущих вниз через девять кругов Ада. За ним в центре находится гора с семью уровнями Чистилища, на которой стоят Адам и Ева, представляющие Земной Рай. Над ними солнце, луна и семь планет символизируют Рай Небесный. Эта картина выражает большое почтение, которое флорентийцы оказывали своему поэту Данте Алигьери после его смерти.
В том же году Доменико ди Микелино женился на Марсилии, сестре миниатюриста Доменико ди Гвидо, с которой у него было два сына.
Его последние работы датируются 1484 годом: два изображения Святого Луки для хоругви гильдии Arte dei Giudici e dei Notai.
Доменико ди Микелино умер в апреле 1491 года и был похоронен в церкви Святого Амвросия во Флоренции.
Теперь обратимся к триптиху «Страсти Христовы», который был написан в сороковые годы XV века и в настоящее время находится в Музее изобразительных искусств в Шамбери (Франция). Тот, кто хорошо знаком с искусством Фра Беато Анджелико, заметит несомненное сходство центральной панели этого триптиха
с фреской Беато Анджелико «Размышления над Страстями Христовыми», созданной для монастыря Сан-Марко во Флоренции.
В этом нет ничего удивительного, так как во времена Раннего Ренессанса художники часто заимствовали друг у друга сюжеты и технические приёмы, особенно когда речь идёт об ученике и учителе. Так Доменико ди Микелино позаимствовал у своего великого наставника многие элементы, которые включил в свой триптих: общую композицию картины, тёмный фон, изображения символов Страстей Господних.
Как и на фреске Беато Анджелико, в центре картины Доменико ди Микелино изображён Иисус, стоящий в могиле. Его голова склонена, руки бессильно опущены, из пронзённого копьём сердца струится кровь. Перед могилой сидят погружённые в глубокую скорбь Пречистая Матерь и Апостол Иоанн. Их позы и жесты выражают страдание и боль утраты близкого Человека. За Иисусом на холме возвышается крест, окружённый орудиями Страстей Христовых. Схематичность изображений позволяет на одной картине развернуть всю историю Страстей Господних через символы, повествующие о различных событиях последних часов жизни Иисуса перед Его крестной смертью. Меч Святого Петра на ухе слуги первосвященника, мытье рук Понтия Пилата, поцелуй Иуды, осмеяние Христа, отречение Святого Петра рядом с пламенем костра, около которого на колонне можно увидеть едва заметного петуха; бросание жребия об одежде Христа – все эти события изображены с помощью символов, отображающих каждое из них и побуждающих к созерцанию. На кресте можно видеть плети, висящие на гвоздях, которыми были пробиты руки Иисуса. Под крестом – копьё, которым было пронзено сердце Христа, и губка с уксусом, поднесённая к устам Спасителя в момент Его смертной агонии. Слева изображена лестница, поднимаясь на которую Иисуса снимали с креста, и саван, которым покрыли Его безжизненное тело. Справа – колонна для бичевания. Тёмный фон, придающий картине лаконичность и строгость, ещё более усиливает драматизм происходящего и одновременно символизирует мглу, в которую всё погрузилось в момент смерти Христа.
Не менее интересны боковые панели картины: на левой можно видеть встречу Святой Девы Марии с Елизаветой, а на правой – встречу Святых Франциска и Доминика.
Боковые панели венчают небольшие медальоны, изображающие сцену Благовещения – Архангел Гавриил и коленопреклонённая Дева Мария. Примечательно, что жесты встречающихся Марии с Елизаветой и Франциска с Домиником совершенно идентичны. Доменико ди Микелино проводит удивительную параллель между этими встречами, сравнивая евангельское событие, изменившее историю мира, со встречей двух великих Святых, преобразивших историю Церкви. Встреча Чистоты и Мудрости, встреча Бедности и Истины – разных путей служения Богу, объединённых Его благодатью и приносящих благие плоды.
Сестра Маргарита-Иоанна OPs
Отправить комментарий