18 февраля

2/21/2010, No Comment

В этот день вспоминаем бл. Иоанна из Фьезоле (Фра Анджелико), пресвитера.

История блаженного художника

Когда вы будете вспоминать меня, не говорите, что я известный художник. Вместо этого скажите, что из любви к Иисусу я отдал бедным все, что у меня было. То, что кажется важным на Земле, не является значимым на Небесах.

Брат Джованни из Флоренции, цветка Тосканы.

Именно такие слова написаны на надгробье Джованни да Фьезоле, которого часто называют Беато Анджелико. И это неслучайно. Действительно, вся жизнь брата Джованни была непрестанным служением Христу: пламенно-горячим, в то же время смиренным и кротким. Даже при жизни его называли ангелом на земле.

Часто исследователи биографии этого удивительного человека уделяют много внимания изучению его прекрасного творчества (картин и фресок, написанных художником), об этом можно найти много информации в различных источниках. Однако мы поговорим о жизни и подвигах Фра Анджелико, вспомним его не только как художника, но и как святого, прославившего своей жизнью Христа.

Жизненный путь. Ранние годы

Гвидолино ди Пьетро (это имя получил фра Анджелико при крещении) родился в городке Виккьо в одном из регионов Италии Тоскане около 1387 года (По некоторым источникам в 1400 году). Сохранилось мало информации о его семье: мы знаем, что его отец по имени Пьетро был сыном некоего Джино, и, как пишут некоторые историки, он был художником, от которого Гвидолино и унаследовал любовь к искусству, к живописи. А брат Гвидолино Бенедетто, немного младше художника, так же избрал монашеский путь.

Гвидолино был очень дружен со своим братом, они с детства имели схожие интересы. Воспитанные в религиозной семье и в юности, почувствовав призвание к монашеской жизни, братья оставили родителей, дом и друзей, раздали ценности, которые имели, нищим и отправились в доминиканский монастырь в городе Фьезоле.

Начало монашеского служения

Фьезола - это небольшой, красивый город совсем недалеко от Флоренции (8 км). Город находится в живописной местности на крутом холме над рекой Арно. Часто этот город называют земным Раем, и это неслучайно, так как он находился среди прекрасных природных ландшафтов. В городке находится очень много произведений искусства и памятников архитектуры. А монастырь святого Доминика во Фьезоле существует по сей день. Он был основан в 1405 году и имеет достаточно богатую историю. Именно в этот монастырь и пришли юные братья в поисках монашеской жизни. По некоторым историческим данным это произошло в 1407 году, когда Гвидолино было 20 лет (хотя искусствоведы пишут, что Гвидолино пришел в монастырь после 1417 года, а до этого написал несколько своих картин ещё в миру). Однако исследователи утверждают, что монашеский постриг Гвидолино принял только в 1423 году. В монастыре юные послушники изучали богословие и осваивали искусство проповеди.

Во время пострига блаженный получил имя Джованни (в русском варианте Иоанн). Через некоторое время брат Джованни удостоился и священного сана.

Известно, что на Бенедетто, брата Джованни, было возложено послушание переписывать некоторые книги. Притом эти рукописи отличались особенной изысканностью в плане их оформления. Какое-то время фра Джованни так же занимался созданием рукописей и книжных миниатюр - небольших картинок, украшающих книги. В монастыре Сан-Марко во Флоренции есть несколько рукописных книг с этими миниатюрами, которые, как полагают, он написал.

Монах-художник

Молодой монах очень любил рисовать. В свободное от послушаний и молитвы время Джованни делал наброски картин на религиозные темы. Но монах был очень скромным и никому эти произведения не показывал. Однако Бог не позволил, чтоб талант человека был "сокрыт", и монахи стали замечать небольшие картины своего брата. Тогда настоятель решил помочь реализоваться Джованни как художнику. Некоторые историки полагают, что фра Джованни какое-то время учился этому искусству во Флоренции ещё до вступления в монастырь.

Настоятель обители во Фьезоле, узнав о способностях юного инока, поручил ему расписать алтарь церкви монастыря, что у художника получилось очень хорошо, однако эти фрески до сегодняшнего дня сохранилась плохо, были повреждены временем.

Переезд во Флоренцию

В 1436 году во Флоренции был открыт доминиканский монастырь Сан-Марко. Этот монастырь существовал и ранее, однако он долгое время принадлежал разным монашеским орденам и в конечном итоге достался доминиканцам, что и произошло в 30-х годах XV века. К сожалению не так давно правительство решило расформировать монастырь Сан-Марко, монахов там сейчас практически нет, а остался лишь музей памяти Фра Анджелико и отца Иеронима Савонаролы.

Но в те далёкие времена монастырь шёл к своему расцвету.

Тогда из доминиканских монастырей, находившихся недалеко от Флоренции, в Сан-Марко стали отправлять на служение монахов, чтоб наполнить обитель насельниками. Среди первых монахов-доминиканцев, прибывших туда в 1436 году, был и брат Джованни.

Этот переезд был очень важным жизненным событием для Фра Анджелико, потому что во Флоренции в то время (а это была Эпоха Возрождения) уже работали множество художников, у которых монах мог учиться и совершенствовать свои умения. Здесь, в прекрасном городе Флоренция, блаженный решил не скрывать свой талант, но прославить им Господа, отдавая все силы на создание картин и фресок на религиозные темы.

В эти годы у монастыря Сан-Марко был очень богатый «покровитель искусств» по имени Козимо Медичи, который покупал произведения искусства для себя и своих любимых церквей. Козимо арендовал самую большую из монашеских келий в монастыре, чтобы у него было тихое место для религиозных размышлений и молитвы. Но кельи были очень скромными, а Козимо хотелось чего-то оригинального, так как он привык к роскоши и изыску. Узнав, что в монастырь прибыл хороший художник, Козимо попросил Фра Анджелико нарисовать картину с изображением волхвов в Вифлееме на стене кельи, что монах, конечно, выполнил с большим успехом.

После этого блаженный, с благословения настоятеля, стал расписывать монастырскую церковь, расписал практически все кельи монахов, стены монастырских помещений прекрасными фресками. Многие из этих произведений сохранились до сегодняшнего дня. Их можно увидеть в монастыре Сан-Марко.

В 1439 году брат Джованни закончил одну из своих самых известных работ - алтарь церкви Сан-Марко. На нем изображена Мадонна с младенцем на троне в окружении святых разных времен, которые сгруппированы вместе, как если бы они стояли на Небесах и говорили о святынях. Этот сюжет в живописи под названием «Святая беседа» (Sacra Conversazione) впоследствии стал очень популярным, но это одна из первых подобных работ.

Приглашение Папы

Фра Джованни никогда не хотел быть известным, он был очень скромным и смиренным человеком. Однако вскоре, после приезда монаха во Флоренцию, о его таланте узнали многие и даже сам Папа, который пригласил художника в Рим для росписи часовни Святого Причастия в соборе Святого Петра. Позднее часовня была снесена Папой Павлом III, чтобы освободить место для расширения базилики Святого Петра, и работа Фра Анджелико была утрачена. Историки пишут, что слава о блаженном распространилась настолько, что Папа предложил Фра Анджелико пост архиепископа Флоренции. Но брат Джованни по своему смирению, не хотел такой высокой должности и порекомендовал на этот пост другого монаха – св. Антонина.

В 1447 году Фра Анджелико отправился в город Орвието со своим учеником Беноццо Гоццоли, чтобы написать картины для собора этого города.

Часовня-шкатулка

С 1447 по 1449 год Фра Анджелико жил в Риме, где папа Николай V построил небольшую часовню, которую он и попросил расписать блаженного. Фрески, которые Фра Анджелико и его ученики изобразили там, представляют собой жития двух молодых святых - Святого Стефана и Святого Лаврентия, которые оба были мучениками. Маленькая часовня с яркими росписями, а Фра Анджелико использовал в основном яркие цвета в своем творчестве, и украшениями из сусального золота стала похожа на шкатулку для драгоценностей. Росписи придали ей необыкновенную красоту и великолепие.

Последние годы жизни

В 1449 году Фра Анджелико вернулся в свой старый монастырь во Фьезоле, где он когда-то начал свой монашеский путь. Здесь монах прожил какое-то время, и по некоторым данным даже был выбран настоятелем монастыря. А ученики блаженного остались в Риме, чтобы закончить работу над часовней.

В 1455 году Фра Анджелико вернулся в Рим, вероятно, чтобы посмотреть на работу в капелле папы Николая, которую заканчивали его ученики. Но к этому времени здоровье монаха очень ослабло из-за многочисленных путешествий и непрестанной работы, которая требовала постоянного внимания и напряжения.

Переход в Вечность и беатификация

Фра Анджелико больше не смог вернуться в свой любимый монастырь во Фьезоле, где он был настоятелем и где началось его пламенное монашеское служение. Блаженный скончался в 1455 году в Доминиканском монастыре в Риме и был похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Папа Иоанн Павел II беатифицировал Фра Анджелико 3 октября 1982 года, сделав его официально известным как «Блаженный Анджелико», и установив день памяти 18 февраля. В 1984 году Папа провозгласил его покровителем художников.

Однако почитание брата Джованни как святого началось сразу после его кончины. Итальянцы стали называть его Беато Анджелико или Фра Анджелико.

С особенной любовью и благоговением блаженного почитали в монастыре Сан-Марко во Флоренции, где монах много потрудился и оставил достаточно произведений.

Ангельский брат

Блаженный, как свидетельствуют его современники, был очень добрым, кротким и мягким человеком. Все его любили и очень уважали. Джорджо Вазари, известный живописец Эпохи Возрождения, создавший не только много картин, но и "Жизнеописания" некоторых знаменитостей своего времени, в том числе и Фра Анджелико, пишет следующие строки о блаженном:

«Фра Джованни был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству, нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен всегда пребывать со Христом... Все похвалы мои не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных».

Молитва

Боже, Ты в Промышлении Своём наделил блаженного Иоанна способностью являть нам горний мир и его отраду, по его предстательству, даруй нам благодать являть своей жизнью образец христианских добродетелей и наполнять души братьев таким же миром и усладой. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Бонус:

Слёзы монаха

К созданию своих произведений блаженный относился с большим вниманием и благоговением. Он никогда не брал кисть в руки, не помолившись с усердием Богу. Закончив работу над фреской или картиной, монах не считал нужным что-то подправлять в них после, говоря, что Господь все исправит так, как нужно. Когда блаженный принимался за письмо картин, изображающих распятие Христа, он не мог сдержать слёз, о чем свидетельствуют многие современники монаха и его ученики, такой тонкой и чувственной была его святая душа. Существует очень красивая картина Ипполита Фландрена, где Фра Анджелико изображён за работой над одной из фресок. Монах стоит на коленях на строительных лесах, поставленных для работы над росписями церкви. Блаженный в молитве закрыл лицо руками, видимо вытирая слезы. А за ним стоят ангелы и утешают монаха, подбодряя его. Эта трогательная картина хорошо отражает трепетное и благоговейное отношение монаха к своей работе.

Проповедь в красках

Фра Анджелико жил в непростое время на рубеже раннего мрачного средневековья и Эпохи Возрождения, которая известна не только расцветом искусства, но и отступлением людей от религиозной жизни, распущенностью и вседозволенностью, которые часто восхвалялись в искусстве того времени. Однако блаженный Анджелико смог показать, что искусства, с одной стороны, не следует чуждаться, как элемента роскоши при аскетической монашеской жизни, а с другой стороны, что искусство, в том числе и живопись, может быть направлено на благие цели, на восхваление Всевышнего. В произведениях блаженного можно видеть большое стремление к Раю; яркие краски и образы на картинах монаха изображают тот Рай, который видел своей душой художник. Блаженный противопоставлял свои работы многим картинам того времени, ведь Фра Анджелико прославлял живописью Бога, а многие деятели искусства того времени превозносили своими трудами тленное, земное и низменное.

Произведения Фра Анджелико можно по праву считать проповедью в живописи. Монах практически не говорил устных проповедей, что является обязанностью доминиканских монахов, однако всё, что он хотел сказать людям о Боге, он выразил в своих картинах и фресках. Работая над созданием своих произведений, Фра Анджелико познавал Бога через искусство, через живопись так, как он умел. В наше время некоторые обыватели считают, что в монастырь не уходят люди, имеющие успех в жизни и определенные таланты. Наверное, подобное мнение сформировалось из-за того, что многое сейчас измеряется деньгами, и потому большая часть населения уверена, что любой талант должен служить созданию капитала. В Эпоху Возрождения, когда средневековая религиозность сменялась вседозволенностью и безнравственностью, подобные мнения так же имели место быть. Но блаженный Анджелико доказал: прежде всего человек должен посвящать талант на служение Господу, и даже очень одарённые люди могут уйти в монастырь и своими умениями прославлять Бога, а не просто создавать капитал.

Фра Анджелико и русская поэзия

А в конце хочется привести отрывок из стихотворения знаменитого русского поэта Серебряного века Николая Гумилёва, написанное в 1912 году, которое он посвятил блаженному Анджелико, восхищенный его произведениями:

...На Фьезоле, средь тонких тополей,

Когда горят в траве зелёной маки,

И в глубине готических церквей,

Где мученики спят в прохладной раке.

На всём, что сделал мастер мой, печать

Любви земной и простоты смиренной.

О да, не всё умел он рисовать,

Но то, что рисовал он, — совершенно.

Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —

Куда он едет, в церковь иль к невесте?

Горит заря на городской стене,

Идут стада по улицам предместий;

Мария держит Сына своего,

Кудрявого, с румянцем благородным,

Такие дети в ночь под Рождество

Наверно снятся женщинам бесплодным;

И так не страшен связанным святым

Палач, в рубашку синюю одетый,

Им хорошо под нимбом золотым:

И здесь есть свет, и там — иные светы.

А краски, краски — ярки и чисты,

Они родились с ним и с ним погасли.

Преданье есть: он растворял цветы

В епископами освящённом масле.

И есть еще преданье: серафим

Слетал к нему, смеющийся и ясный,

И кисти брал и состязался с ним

В его искусстве дивном… но напрасно.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

No Comment

Отправить комментарий