Святое распознание

4/08/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о совершенстве, XI.

А вот плоды и дела, которые Я жажду найти в душе, вот что свидетельствует о добродетели в ситуациях, когда нужно ее исполнить. Я сказал тебе, если помнишь, уже давно, когда ты жаждала исполнить великое покаяние ради Меня. «Что я могла бы совершить – сказала ты – чтобы страдать ради Тебя?» Я ответил тебе в твоем духе, говоря: «Я Тот кто любит меньше слов и больше дел», чтобы показать тебе, что не тот Мне мил, кто только взывает ко Мне своим голосом: «Господи, Господи, я бы хотел что-то ради Тебя сделать» (ср. Мф 7,21), и не тот, кто хочет ради Меня умерщвлять свое тело многочисленными покаяниями, но не отрекается от своеволия. Я жажду многочисленных поступков мужественного страдания, следствия терпения и других внутренних добродетелей души, которые все активны и используют плод благодати.

Любой другой поступок, проистекающий из другого источника, Я считаю только пустым словом, поскольку он – конечен. А Я – бесконечен, и жажду бесконечных дел, то есть бесконечной любви. Хочу, чтобы дела покаяния и другие телесные упражнения, считались только средствами, а не основными проявлениями любви. Если в этом порыве они занимают главное место, Мне воздаются только конечные дела. Происходило бы это как со словом, которое, лишь только выйдя из уст, становится ничем, если не истекает из внутреннего порыва души. Воистину, душа зачинает и рождает добродетель, когда конечное дело, которое Я назвал словом, соединяется с порывом любви. Тогда будет оно для Меня милым и приятным, ибо уже не будет обособленно, а связано с распознанием, благодаря которому душа совершает телесные дела как средства, а не как главную цель.

Поэтому не следует помещать свою цель в покаянии, или в каких бы то ни было внешних актах, который, как Я тебе сказал, являются делами конечными, потому, что совершаются во времени и иногда следовало бы, чтобы человек воздержался от них, или чтобы ему приказали воздержаться. Иногда душа отказывается от них по необходимости, которая вдруг приходит и мешает ей довершить начатый акт, иногда отрекается от него посредством послушания по приказу настоятеля и тогда, если бы исполняла его далее, не только не имела заслугу, но и грешила бы; теперь видишь, что это – дела конечные. Они являются средством, а не целью; принимая их как цель, душа чувствовала бы пустоту, будучи вынужденной отказаться от них спустя какое-то время.

Показывает это полный славы Павел, говоря в своем послании: Умерщвляйте плоть и убивайте своеволие, то есть держите бразды плоти, усмиряя ее, когда она хочет восставать против духа (ср. Гал 5,17). Но волю следует убивать полностью, истреблять ее и поддавать моей воле. Это своеволие уничтожается следствием, которое, как Я сказал тебе, создает в душе добродетель распознания, приобретаемая в познании себя, то есть посредством отвращения к обиде и собственной чувственности. Вот меч, который убивает и рассекает себялюбие, основанное на своеволии.

Те, кто так поступает, не дают Мне только слова, но множество поступков, которые Меня радуют. Поэтому Я сказал тебе, что требую меньше слов, а больше дел. Говоря «больше», Я не указываю число, ибо душевный порыв, основанный на любви, которая дает жизнь всем добродетелям, должен умножаться в бесконечность. Но Я не пренебрегаю также словом, но как сказал, требую меньше слов, чтобы открыть тебе, что всяческое дело конечно; поэтому оценил их как «меньше», но они нравятся Мне тогда, когда в них ищут средство, а не цель добродетели.

Поэтому никто не должен судить так, что тот, кто ревностно умерщвляет свое тело тяжкими покаяниями, более совершенен, чем тот, кто делает это в меньшей степени; ибо, как Я тебе сказал, не в этом заключается добродетель или заслуга. Даже наоборот, с ним хуже, чем с тем кто по веским причинам не может выполнять покаянные практики! Добродетель полностью живет в любви, приправленной светом истинного распознания. Без любви она – ничто. Эту любовь распознание дает Мне без конца и без меры, ибо Я – наивысшая вечная Истина. Не диктует законы и не устанавливает границы любви, которой любит Меня, но справедливо ограничивает ее согласно порядку любви ближнего.

Свет распознания, который, как Я тебе сказал, исходит из любви, дает ближнему упорядоченную любовь, которая не позволяет душе причинять себе вред посредством греха, чтобы принести пользу ближнему. Если бы хватило одного единственного греха, чтобы спасти весь мир от ада или совершить великое деяние, не было бы это любовью упорядоченною распознанием, а лишенной рассудка, ибо нельзя стать виновником греха, даже для того, чтоб исполнить деяния великой добродетели или принести пользу ближнему. Вот порядок установленный святым распознанием. Душа обращает все свои силы к служению Мне мужественно со всяческой ревностью, и любит ближнего любовью такой сильной, что готова отдать жизнь за спасение души тысячу раз, если бы это было возможно, перенося всяческие страдания и пытки, чтоб обеспечить ближнему благодатную жизнь, и отдать временные блага для его телесной поддержки.

Совершает это свет распознания, который истекает из любви. Видишь, какие обязанности по отношению к ближнему возлагает на душу, которая жаждет благодати. Она должна любить Меня бесконечной любовью и без меры, ближнего – по мере, упорядоченной любовью, не причиняя вред себе посредством греха ради пользы ближнего. Об этом поучает вас св. Павел, когда говорит, что любовь должно начинать от себя, иначе польза ближнего не была бы совершенна. Ибо когда в душе нет совершенства, все, что она делает для себя и для других, является несовершенным.

Не годиться, чтоб ради спасения творений, временных и сотворенных Мною, оскорбляли Меня – бесконечное Благо. Такая вина была бы намного более тяжелой и большей, чем плод, который был бы ее результатом. Поэтому ни в коем случае ты не должна совершать грех. Истинная любовь знает об этом, ибо носит в себе свет святого распознания.

Оно является этим светом, который рассеивает всяческую темноту, удаляет невежество и насыщает всяческую добродетель, и каждый инструмент жизненной добродетели, оно как рассудительность не может быть обмануто; оно заключает в себе мужество, которое никто не может победить; оно заключает выносливость настолько огромную, что пребывает до конца. Достигает оно от неба до земли, то есть от познания Меня до познания себя, от любви ко Мне до любви ближнего соединенной с истинным смирением. Посредством рассудительности оно обходит все ловушки дьявола и избегает всех искушений мира. Незащищенной рукой, то есть посредством многих страданий, принудило к бегству дьявола и победило плоть. В этом сладостном и славном свете, открывает свою уязвимость, учит воздавать ей надлежащую ненависть. Растоптало мир: бросило его под ноги своей любви, пренебрегши ним, считая его суетой и насмехаясь над ним, стало его господином.

Поэтому люди мирские не могут отобрать у души добродетель. Все гонения только усиливают и укрепляют добродетель, которая сперва зачата любовью, как Я тебе сказал, а потом утверждается в контакте с ближним и становится плодотворной в связи с ним. Я показал тебе, что если не явится и не воссияет пред ними во время испытаний, то неправда, что она была зачата в сердце. Ибо невозможно, чтоб добродетель существовала, была совершенной и приносила плоды без посредничества ближнего. Душа – как женщина, которая зачала в лоне ребенка, если не родит его в мир, если она не покажется пред очами, муж не сможет сказать, что у него есть ребенок. И Я – жених души, если она не родит мне ребенка-добродетель в любви ближнего, оказывая ее по мере надобности, вообще или в частности, как тебе это сказал, повторяю, что воистину не зачала добродетель в себе. Это же говорю о грехах, которые совершаются при посредничестве ближнего.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий