Савонарола

3/03/2011, No Comment

Среди знаменитых (но не святых) доминиканцев особое место занимает Иероним (ит. Джироламо) Савонарола – проповедник, реформатор и поэт. Впрочем, определенные круги в Церкви хотели бы видеть его также в числе святых.

Портрет Савонаролы кисти фра Бартоломео

Савонарола появился на свет в Ферраре 21 сентября 1452. В молодости занимался медициной (к карьере врача готовили его родители), но также увлекался теологией. В его юношеских поэмах уже просматривается характерная для него озабоченность моральным упадком современной эпохи и исключительной испорченностью служителей Церкви. В апреле 1475 года он был принят в Доминиканский Орден в монастыре в Болонье, где и получил теологическое образование. В 1482 году он прибывает в монастырь Сан-Марко во Флоренцию – город, который станет местом его «боевой славы». Однако поначалу его проповеди не пользуются особенным вниманием слушателей. В 1487 году он возвращается в Болонью, где преподает, а в 1488–1489 годах пребывает в Ферраре, откуда совершает поездки с проповедями в Брешию и другие ломбардские города.

В 1490 Лоренцо Медичи по просьбе философа Пико делла Мирандола (1463-1494), с которым Савонарола познакомился в Реджио и стал его другом, вызывает Савонаролу во Флоренцию. Наверняка Лоренцо очень быстро пожалел об этом, поскольку сразу после прибытия Савонарола произнес несколько пламенных проповедей, предсказывая катастрофы, кары, бичуя испорченность нравов во Флоренции и Церкви, критикуя также самого Лоренцо. Несмотря на предостережения, он не отказался от своей критики. В июле 1491 он был избран приором монастыря Сан-Марко. Приняв этот выбор, Савонарола выразительно продемонстрировал свою независимость, отказавшись явиться с изъявлением почтения к Лоренцо Медичи, семья которого построила монастырь и на протяжении многих лет оказывала ему финансовую поддержку.

памятник Савонаролы в Ферраре

5 апреля 1492 Савонарола пережил свое знаменитое мистическое видение о подвешенном мече божественной справедливости со словами «Се, меч Господень на землю призываю и скоро» («Ecce gladius Domini super terram cito et velociter»), которые неоднократно использовал в своих проповедях. Через несколько дней Лоренцо умер. Савонарола продолжал свои проповеди и приступил к реформированию монастыря Сан-Марко. В 1493 он добился его отделения от ломбардской конгрегации и сформировал новую тосканскую конгрегацию с центром в Сан-Марко (такое преобразование позволило ему получить определенную независимость от властей Ордена).

Жизнь и деятельность Савонаролы проходит на фоне бурно развивающихся политических событий, как в Церкви, так и в Европе (наступает эпоха т.н. «итальянских войн» (1494 – 1559)). В 1492 году Родриго Борджиа стал папой, принимая имя Александра VI, а король Франции Карл VIII вторгается в Италию, чтобы принять во владение Неаполитанское королевство. Оба эти события были восприняты как исполнение пророчеств Савонаролы. Граждане Флоренции, опасаясь последствий тиранической политики Пьеро, сына Лоренцо, обратились к Савонароле, который выступал в то время посредником на переговорах с французским королем. Утратив свое влияние, Пьеро бежал, оставив Флоренцию без правительства после 60-летнего правления рода Медичи. В городе возникла смута, в этой опасной обстановке борьбы за власть Савонарола призывал людей к примирению и пророчил, что в будущем обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Новая Флоренция мыслилась как град Божий, главой которого он провозгласил Иисуса Христа. Приняв на себя роль духовного лидера этой «теократии», Савонарола фактически становится диктатором города-государства.

Поначалу это духовное возрождение встречается жителями города с энтузиазмом. Именитые граждане и ученые мужи надевают доминиканские облачения, прекращаются междоусобные распри, банды бесчинствующих молодчиков превращаются в священную милицию. Проникнувшись религиозным духом, горожане отказываются от традиционных пирушек и вместо этого организовывают в 1496 религиозный карнавал, а в 1497 совершают еще более впечатляющую «богоугодную» акцию - сожжение светских книг, картин, одежд, игральных карт и пр. Событие это вошло в историю под именем «костер тщеславия».

казнь Савонаролы и его сподвижников

Ничего удивительного в том, что совершив такого рода реформы, Савонарола нажил себе множество врагов, как среди рядовых горожан, так и среди сильных мира сего. В противостояние с духовным лидером Флоренции вступает сам папа Александр VI, недовольный его ужасными пророчествами и резкими обвинениями в адрес Церковной иерархии. Папа попробовал «соблазнить» Савонаролу кардинальской шапкой, но тот, распознав ловушку, отказывается от этой номинации. В ответ Александр VI обвиняет его в ложных пророчествах и запрещает проповедовать. Савонарола поначалу игнорирует этот запрет, но следующее «внушение» папы, все-таки заставляет его замолчать… на некоторое время. После небольшого перерыва, Савонарола в своих проповедях на Книгу Амоса, возобновляет свои обличения.

Однако времена меняются, и ряды сподвижников Савонаролы во Флоренции заметно редеют. В начале 1497 его положение, как в городе, так и за его пределами становится ненадежным. Граждане Флоренции раскололись на сторонников Савонаролы, которых презрительно называли «плаксами» (piagnoni) и его ярых противников – «беснующихся» (arrabbiati). В марте агенты Медичи спровоцировали в городе беспорядки, а в мае того же года папа отлучил Савонаролу от Церкви. Однако провал попытки Пьеро возвратиться в город и выбор синьории (правительства города), благосклонной к Савонароле, спасли его репутацию и позволили ему проигнорировать отлучение и запрет на проповеди.

Но в феврале 1498 терпение Александра VI лопнуло. Он призвал синьорию заставить замолчать непокорного монаха. Власти города не сдавались. Савонарола в очередной раз бросил вызов официальной Церкви, написав послание к европейским монархам (т.н. «Письмо к государям»), в котором призывал созвать собор для проведения глубоких реформ, а прежде всего – для низложения папы.

Развязка этой истории была ускорена интересным и странным событием. Некий францисканец предлагает установить истинность учения Савонаролы при помощи древнего обычая – Суда Божия, т.е. – испытания огнем. Фра Доменико, ревностный сторонник Савонаролы, принимает этот вызов. В назначенный день, 7 апреля, толпы горожан собрались на Площади Синьории, чтобы стать свидетелями этого «Божьего Трибунала». Но францисканец, бросивший вызов, так и не явился. Разочарованные зрители обратили свой гнев против Савонаролы. Уже на следующий день разъяренные толпы окружили монастырь Сан-Марко, Савонарола и его ближайшие соратники были схвачены по приказу уже новой, враждебной ему синьории. Требование папы доставить Савонаролу в Рим, не было исполнено. Жестокими пытками и противоречивыми допросами судьи вынуждали Савонаролу признать свои пророчества ложными. 22 мая 1498 Савонарола и его соратники, фра Доменико и фра Сильвестро, были приговорены к смертной казни. На следующий день они были повешены, а затем их тела были сожжены.

Место казни Савонаролы

Харизматический образ Савонаролы – пламенного проповедника и непримиримого обличителя человеческих пороков, в духе Иоанна Крестителя, в духе пророков Ветхого Завета, не страшащегося гнева власть предержащих, вдохновлял многих доминиканцев. Для многих братьев он был примером для подражания. Официальная Церковь в лице Павла IV (1555-1559) реабилитировала Савонаролу, а граждане его родного города даже поставили памятник своему знаменитому земляку. Кто знает, может в ближайшем будущем Церковь признает его мучеником. Но был ли он действительно святым? Сомнения вызывают не только многократные нарушения им обязывающего в Церкви послушания. Главный антагонист Савонаролы - Александр VI Борджиа конечно не был образцом христианской нравственности, но есть ли основания считать Савонаролу единственным праведником своего времени?

Читай также: Костер в Городе цветов

No Comment

Отправить комментарий