Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть II. Рассказы. Доминиканская криминология, 4.
Сколько длится вечность? И немного конкретнее: как долго должно продолжаться вечное заключение?
В вечности конца не видно, ибо такова природа вечности. Так об этом говорят возвышенные философские и теологические учения. Закон же, который не гнушается отсутствием точности, ставит вопрос прямо: сколько длится вечность (perpetuitas)? И немного конкретнее: как долго должно продолжаться вечное заключение (carcer perpetuus)?
Когда некоторое время тому назад я просматривал акты капитулов второй половины XV века, наткнулся на несколько десятков уголовных и дисциплинарных дел, которыми занимались отцы, собиравшиеся на провинциальных капитулах. Особенно я заинтересовался приговорами, которые звучали воистину серьезно: «Брат NN приговаривается к вечному заключению». К счастью их было немного, но и так я решил присмотреться к ним более пристально.
В средневековым доминиканском праве наказание вечного заключения предусматривалась, прежде всего, для брата совершившего преступление, за которое в цивильном праве грозил смертный приговор или, т.н. болезненные наказания (poenae afflictivae), или же оставляющие следы на теле (poenae indelebiles). Согласно постановлениями генерального капитула, право изменить приговор имел Магистр или генеральный капитул, на практике, однако, также провинциальные капитулы могли передать провинциалу право помилования. К каре вечного заключения мог быть приговорен также брат, который совершил не столько преступление, сколько серьезное – по мнению провинциальных властей – прегрешение против принципов орденской жизни. В таком случае о сроке окончания наказания решал уже сам провинциал.
Во второй половине XV века у польских доминиканцев к наказанию вечного заключения было приговорено пятеро братьев. В трех случаях, очевидно, что это наказание вынесли за нарушение орденской дисциплины. На капитуле в Ленчице в 1461 году занялись делом брата Томаса де Монте, который незаконно оставил монастырь и на долгие годы связался с женщиной, к тому же замужней. Скандал был столь значительным, что осужденный должен был приготовиться к вечному покаянию в монастырском карцере.
Подобная судьба встретила двух братьев из монастыря в Пшемысле: тамошнего приора Иакова из Ополья и брата Иоанна. Первый из них – как информируют акты капитула 1489 года – злоупотреблял своим служебным положением и в течение каденции совершил множество «скандальных, опасных и преступных» деяний. Иоанн же был виновен в святотатстве: сначала украл чашу для богослужений, а потом продал её евреям.
Однако наиболее тяжким преступлением, за которое братья осуждались на упомянутое наказание, было убийство. В 1468 году капитул в Варке приговорил к вечному заключению двух монахов – Иоанна и Клемента. Эти братья при неизвестных обстоятельствах, в неизвестном месте и времени, убили собрата Михаила. Факт, что двух виновных приговорили к тому же наказанию, кажется должен указывать на то, что убийство это было спланировано и совершено преднамеренно. Следует упомянуть, что преступление братьев Иоанна и Клемента была – согласно с известными мне источниками – одним из двух этого рода преступлений, совершенных в польской провинции в средневековье.
А сейчас вернемся к поставленному вначале вопросу: как долго продолжалось наказание вечного заключения? Вообще carcer perpetuus следует понимать не столько как пожизненное заключение, как бы там ни было, оно действительно могло продолжаться много лет (даже после смерти приговоренного), а скорее как лишение свободы не неопределенный срок. Время пребывания в темнице зависело от решения властей провинции или ордена. Монах, приговоренный к вечному лишению свободы, не знал, когда он покинет стены карцера. Это нахождение в неуверенности – «может, выйдешь завтра, а может через сто лет» - было дополнительным наказанием, с которым должен был столкнуться приговоренный. Однако, глядя на всю пенитенциарную политику польских доминиканцев, можно предполагать, что эта «тюремная вечность» продолжалась около трех лет или немногим более.
Такое понимание слова «вечность» обязывало – подчеркиваю – только в практике тогдашней орденской пенитенциарной системы. В случае с монашескими вечными обетами или с супружеством – это тоже подчеркну – не использовали термин perpetuitas, а более конкретное выражение usque ad mortem, то есть «до самой смерти».
А сколько длится «до самой смерти»? До самой смерти.
Отправить комментарий