Вместо занавесок – крепкие решетки

3/24/2021, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть II. Рассказы. Доминиканская криминология, 1.

В краковском монастыре до сего дня сохранились две темницы. Обе весьма обособленные, тихие и уютные. В наше время практически пустые.

Я всегда чувствовал, что история доминиканцев это не только развитие элиты средневековья, прекрасное проповедничество и утонченная теология. Ведь имеет она также и свои темные страницы, occultae partes, при этом это прилагательное occultae следует переводить не столько как «укрытые, таинственные» для нас, например, по причине отсутствия первоисточников, или «скрытые, о которых умолчали» братья, жившие пол тысячелетия тому назад. Поскольку они сами – это следует подчеркнуть – не боялись публично признавать свои прегрешения на специальных капитулах и помещать информацию о серьезных преступлениях собратьев в общедоступных и известных актах капитулов провинции. Средневековые братья осознавали как прегрешения, так и возможности их искупления – никто не оставлял свои дела до времени страшного суда. Эти occultae partes были созданы современными исследователями как угрожающие – по их мнению – монументальному образу доминиканцев. А следовало бы спокойно и открыто говорить об этом многоцветном, а также криминальном образе доминиканцев.

Так вот инициирую цикл из области до сих пор слабо изученной – средневековой доминиканской криминологии. С чего начнем? Может быть с монастырской темницы (лат. carcer, custodia carceralis).

Заключение в качестве наказания доминиканцы ввели на генеральном капитуле в Болонье в 1238 году. Его должны были применять к «братьям, незаконно покидающим монастырь и причиняющим проблемы». Термин «проблемы» - как сами увидите – это своего рода эвфемизм. Власть заключать в темнице и освобождать из неё принадлежала не приорам, то есть настоятелям данного монастыря, а провинциалам или заседающему раз в несколько лет провинциальному капитулу.

В 1296 году генеральный капитул обязал провинциалов позаботиться о приготовлении в каждом монастыре соответствующего помещения для монастырской темницы. Это распоряжение последовательно возобновлялось высшими властями ордена также в последующие века. Свидетельствует об этом, между прочим, приказ Магистра ордена Жана де Пюиню, адресованный в 1413 году братьям из испанского конвента в Виверно: «А если бы не было в монастыре какого-либо карцера, приказываю нынешнему приору или его преемнику, силою святого послушания, чтобы в течение семи месяцев в нижней части дома, возле монастырских уборных, распорядился построить темницу с необходимыми средствами безопасности». Если монастырь не мог приготовить соответствующее помещение, настоятель должен был предназначить и подготовить для этого какую-либо из келий монастыря. В крайнем случае, монаха-преступника просто заковывали в кандалы.

Вместе с наказанием лишения свободы и монастырскими карцерами появилась проблема бегства заключенных. Были они возможны по причине недостаточного обеспечения охраны, а также различных технических и архитектурных упущений карцеров. В 1359 году генеральный капитул в Праге напомнило распоряжении касательно обязанности подготовки в каждом монастыре соответствующего карцера, в котором должны были быть цепи и другие железные предметы, делающие невозможным побег. Сами монастыри также видели такую необходимость, примером чего являются платежные записи XV века из вроцлавского монастыря, в которых мы находим информацию о суммах, выделенных «на ремонт дыбы и замка, с целью содержания беглецов – двенадцать грошей (…) на металлические инструменты для (сдерживания) беглеца».

В краковском монастыре до сего дня сохранились две темницы. Обе весьма обособленные, тихие и уютные. В наше время практически пустые: средневековый карцер занят молодежью из средних школ, а нового времени – студентами.

No Comment

Отправить комментарий