Письмо XI, св. Екатерины Сиенской Петру, кардиналу Остии*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайший и достойнейший отче во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, жаждая в тебе узреть человека отважного, а не робкого, чтобы ты мог храбро служить Невесте Христовой, как в делах духовных, так и телесных, ради славы Божьей и во благо этой Невесты. Я уверенна, что как только око твоего разума узрит эту необходимость, ты начнешь действовать с огромным рвением, без какого бы то ни было страха или медлительности. Ибо никакое деяние человека, охваченного рабским страхом, не является совершенным. В каком бы он ни находился положении, он пренебрегает делами малыми и великими, не доводя до конца то, что начал.
Ох, как же опасен этот страх! Отсекает он руки святой жажды, ослепляет человека, не позволяя ему узреть и познать истину. Страх этот рождается из слепоты себялюбия. Как только разумное творение полюбит себя чувственным себялюбием, сразу же начинает бояться, ибо поместило свою любовь и надежду в вещи слабой, которая не имеет в себе никакого постоянства или силы, но проносится как ветер. Ах, коварная любовь! Как же ты вредна для мирских и духовных властителей, а также для их подданных! Если ты захватишь сердце прелата, он не исправляет ошибки своих подданных, боясь, что сам подвергнется нападкам с их стороны и утратит прелатство. Себялюбие вредит также подданным, ибо тот, кто любит себя этой любовью, не имеет в себе смирения, но – гордыню. А человек горделивый никогда не бывает послушным. Если же эта любовь завладеет сердцем мирского владыки, он не поступает справедливо, но совершает множество поступков неправых и только на вид справедливых, руководствуясь собственным удовольствием и удовольствием творений. В результате его снисходительности к порокам и нарушения справедливости подданные становятся все более худшими, поскольку погружаются все больше в свои пороки и злость.
Поскольку себялюбие в соединении с неупорядоченным страхом столь опасна, то следует их избегать. Нужно направить око разума на Агнца без перемены, ибо Он – наш устав и доктрина, и за Ним мы должны следовать. Он – Любовь и Истина. Ведь Он не заботился ни о чем ином, только о славе Отца и о нашем спасении. Не обращал Он внимание ни на иудеев, ни на гонения, на злость сатаны, на клевету, оскорбления, грубости, и наконец – на позорную крестную смерть. А мы все являемся учениками в этой милой и приятной школе.
Дражайший и милейший отче, я хочу, чтобы с наибольшим рвением и милой рассудительностью ты обратил око разума на эту книгу жизни, которая содержит соль милое и приятное учение. И не заботься ни о чем, как только о славе Божьей, спасении душ и службе милой Невесте Христовой. Просвещенный этим учением, ты снимешь с себя себялюбие и облачишься в любовь Божью; будешь искать Бога потому, что Он – бесконечное благо и достоин того, чтобы ты Его любил и искал. Ради Бога ты также возненавидишь пороки и полюбишь добродетели и ближнего твоего. Видишь, отче, что Благость Божья поместила тебя в мистическом теле святой Церкви, питая тебя грудью милой Невесты, чтобы ты мог сесть за стол святейшего Креста и принять пищу славы Божьей и спасения душ. Благость Божья хочет, чтобы ты питался только на кресте, перенося телесные страдания и мучения жажды так, как делал это Сын Божий, который переносил физическую боль и мучение жажды, крест же этой жажды был тяжелее, чем крест деревянный. Жаждал Он нас спасти во имя послушания Вековечному Отцу и страдал до тех пор, пока этого не совершил. Сын Божий, как Премудрость Вековечного Отца, точно видел всех тех, кто имел участие в Его Крови и тех, кто по собственной вине не имел в Ней участия; а поскольку Кровь была дана всем, Он сильно скорбел над невежеством и упорством тех, кто не хотел иметь участие в Его Крови. Именно это и было этой крестной жаждой, которую Христос переносил с самого начала и до самого конца, но поскольку Он имеет жизнь вечную несмотря на то, что окончилась она Его мукой и крестом, жажда эта не перестала Его мучить.
Точно так должен поступать и ты, отче, а также все разумные творения, то есть – должен пожертвовать труды тела и муку жажды, скорбеть над оскорблением Бога и над осуждением стольких душ, которые гибнут на твоих очах. Мне кажется, дражайший отче, что пришло время, чтобы воздать Богу славу, а ближнему – труды и муки. Нужно наконец покончить с чувственным себялюбием и с рабским страхом, и начать действовать с истинной любовью и святым страхом Божьим.
Отче, ты сейчас обязан действовать в порядке вещей естественных и сверхъестественных. Более того, прошу тебя ради любви Христа Распятого, действуй мужественно! Умножай славу Божью, как только сможешь, помогая и советуя отвергать пороки и возвеличивать добродетели. Будь мужественным в делах временных, которые благодаря святому намерению становятся духовными. Действуй как только можешь, ради мира и единства всей страны**. Если же ради этого святого дела тебе придется отдать телесную жизнь, отдай ее тысячу раз, если это окажется возможным. Как же страшно видеть то, что мы находимся в состоянии войны с Богом по причине различных грехов подданных и пастырей, а также по причине бунта против святой Церкви***. Ведь даже наши тела принимают участие в этой войне! А верный христианин, видя войну, должен ее перенести на неверных и на ложных христиан, чтобы они воевали друг с другом****. При виде столь огромного оскорбления Бога и урона, который терпят души, слуги Бога страдают и печалятся, а сатана радуется, ибо видит нечто, что всегда приносит ему радость. Посему следует брать пример с Учителя Истины и отдать жизнь, не обращая внимание на мирской почет или позор, на болезненные страдания или даже на смерть. Я уверена, отче, что ты облачишься в нового человека, Христа, сладостного Иисуса, сбросив с себя ризу чувственности. И совершишь ты это с большим рвением тогда, когда освободишься от рабского страха. Иначе ты никогда не будешь способен к этому, но попадешь в перечисленные прежде ошибки.
Я считаю, отче, что ты обязательно должен быть человеком мужественным, свободным от всяческого страза, лишенным себялюбия, ибо ты был призван Богом занять пост, требующий только святого страха Божия. Именно поэтому я сказала, что жажду узреть тебя человеком мужественным, а не боязливым. Уповаю, что Божья Благость уделит тебе и мне эту благодать, то есть соделает, что исполнится воля Божья и твоя и моя жажда. Мира, мира, дражайший отче, мира! Как ты, так и другие, более бойтесь утратить души, чем города. Обрати на это внимание Святого Отца.
Больше ничего уже не скажу. Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
1377 г.
* Пьер Эстен, французский бенедиктинец, епископ Сен-Флур, архиепископ Буржа, с 1370 года – кардинал. Человек добрый и мудрый, назначенный Урбаном V управляющим папскими имениями во Франции после отъезда папы в Рим. Григорий XI назначил его своим легатом в Болонье, где он подписал перемирие в Бернабо Висконти. В 1374 году был отозван с этой должности и назначен титулярным епископом Остии, что означало привилегию коронации нового папы. В Авиньоне он был одним из немногих кардиналов, уговаривающих папу вернуться в Рим, а потом, уже в Риме, укреплял папу в принятом решении остаться в Вечном Городе. Умер 25 ноября 1377 года.
** Вся страна означает здесь всю Италию. Мир, о котором идет речь, это, наверное, двухлетнее перемирие с Б. Висконти, подписанное кардиналом Остии. Кардинал также передал Феррару семье д’Эсте за годовую дань 10 тысяч флоринов.
*** Речь идет о бунте, который спровоцировал кардинал Святого Ангела.
**** Ложные христиане – это секты альбигойцев или секта брата Дольчино, называемая сектой «братишек» (fraticelli).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР



Отправить комментарий