Источник страдания и источник утешения

9/05/2012, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. I,2

Есть еще кое-что, что приносит человеку утешение в каждом его страдании – и это также следует познать. Так вот, радость праведного и благого, истекающая из праведного деяния, со всей уверенностью является несравненно, невыразимо большей, чем наслаждение и радость, которую он сам или даже наивысший ангел имеет в своем естественном бытии. Поэтому также святые с радостью отдавали свою жизнь ради праведности.

Когда благой, праведный человек поносит какой-либо внешний урон, и, не смотря на это, пребывает непоколебимым, в состоянии духовного равновесия и умиротворения сердца, тогда испытывается то, что я сказал, а именно, что не огорчает его никакая неудача. Если же такой внешний урон приводит его к унынию, видно из этого, как правильно и благо было допущение этого Богом – если такие вздорные вещи могли наполнить огорчением того, кто хотел быть праведным, и казалось ему, что он уже таковым является. А если Бог поступает правильно, верьте мне, человек не только не должен из-за этого огорчаться, но должен по этому поводу радоваться намного больше, чем собственной жизнью, которое ведь гораздо более радует каждого и большую имеет ценность, чем весь мир; ибо, чем бы помог весь мир человеку, который бы потерял жизнь?

В-третьих, должны мы знать, что согласно с естественной правдой, Бог является единственным источником и кладезем всяческого блага, существенной истины и утешения, а все, что Ним не является, по самой своей природе заключает в себе горечь, досаду и боль, а благости, которая проистекает от Бога и Ним является, не только ничего не прибавляет, но и наоборот – уменьшает, заслоняет и скрывает сладость, наслаждение и утешение, которое Он дает.

Источником всяческого страдания является любовь к тому, что я утратил, понеся какой-либо урон. Ибо если я страдаю по причине утраты какого-либо внешнего блага, это бесспорно подтверждает, что я люблю внешние вещи, а в действительности – страдания и мучения. Чему же тут удивляться, что выпадают мне страдания, если я сам люблю мучения, и их ищу? Мое сердце и любовь творению приписывает благо, которое является собственностью Бога. Обращаюсь к творению, естественному источнику мучения, и отворачиваюсь от Бога, источника всяческого утешения. Что же в этом удивительного, что испытываю страдания и подвергаюсь печали? Верьте мне, ни Бог, ни весь мир не помогут найти истинного утешения человеку, который ищет её в творениях. А кто бы в творениях любил только Бога, и только в Нем, тот бы везде находил истинное, благое и равное утешение.

На этом пусть же окончится первая часть этой книги.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий