Процесс евангелизации в Ирландии: миссионеры и монастыри

12/17/2018, No Comment

Из статьи брата Эрика Росс ОР, «Были ли доминиканцы духовными сыновьями ирландских монахов?», 1.

География формирует историю. Ирландия – это остров на западном крае Европы и это стало причиной того, что в течение веков ирландцы были отрезаны от христианской цивилизации. Были, однако, соединены с Британией, и даже с континентальной Европой кровными узами, поскольку кельты, от которых ведут свой род большинство жителей Зеленого Острова населяли также Уэльс и значительную часть территории, которая ныне является Англией (которую позднее утратили в пользу бриттов), а также территории нынешней Шотландии и Бретань (ныне часть Франции). Некоторые кельтские племена были завоеваны римлянами (I в. до н.э.), а позднее непосредственно ними евангелизированы. Другим Евангелие передали миссионеры. Многие историки принимают, что кельтские христиане с континента евангелизировали своих ирландских кузенов*. Первым достойным доверия историческим источником, упоминающим о евангелизации Ирландии, является хроника Проспера Аквитанского**, в которой под 431 годом появляется следующая запись: «Ad Scottos in Christum credentes ordinates a papa Caelestino Palladis primus episcopus mittimur». Согласно Евгению Дердзюку, ясно, что этот фрагмент относится не к скоттам (шотландцам), а к ирландцам***. Особенно существенным для этой работы является факт, что евангелизация в Ирландии произошла благодаря встрече с заграничными миссионерами. Таким образом, открытый и международный характер христианства был зачерпнут ирландским христианством во времена самих ранних фаз развития их поместной Церкви.

Церковь в Ирландии с самого начала имела выразительный монастический характер. Этот вопрос был предметом множества современных исследований. Дердзюк подчеркивает, что строительство монастырей в Ирландии поддерживали местные правители, особенно во второй половине VII века. В то время имел место неожиданный порыв религиозной ревности, выражающейся в желании вести аскетический образ жизни, и этот порыв поддерживал численный рост монахов в новых обителях. Развитие монастырей было бы, однако невозможным без целого ряда святых аббатов, которые своей мощной десницей направляли всеобщий энтузиазм в нужное русло. В кратком списке наиболее известных аббатов VII века находятся имена святых: Финниана, Комгалла, Брендана и Колумцилля.

Взглянем на первого из упомянутых. Его портрет можем найти в прекрасной, пусть даже немного неактуальной, истории ирландского монастицизма авторства иезуитского историка Джона Раяна. Он подчеркивает, что Финниан был не только человеком святости и аскетизма – был также известным учителем. Поэтому его часто награждали титулом «Magister sanctorum Hiberniae»****. Талант Финниана развивать способности других людей был необходим в провинциальном обществе, в котором развивалась христианская община. Этот талант позволил упомянутому аббату и другим, равно влиятельным, создать институции, которые спустя несколько сотен лет станут способными распространить представляемую ими культуру на юг, в направление тех стран, от которых ранее они получили Евангелие.

* Позднее, в VII и VIII вв., кельтские христиане из Ирландии прибыли на территорию нынешней Англии и были отосланы местным королем, который уже наладил отношения с Римом. Это было упомянуто Бедой Достопочтенным в его «Истории Церкви».

** Жил приблизительно в 390-445 годах.

*** E. Derdziuk, Mnisi iroszkoccy, Lublin 1997. Эта цитата также указывает на ранний интерес римской Церкви к Ирландии, поскольку Рим должен был знать о существовании ирландских христиан, если назначает для них епископа.

**** J. Ryan, Irish Monasticism, Dublin 1972.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий