О её восхитительных победах... (продолжение)

11/13/2017, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть I, глава 10b.

В мгновение ока демоны исчезли с ошеломляющим позором. А в её комнату снизошел великий свет, наполнив её небесным сиянием, а посреди его блеска явился наш Господь Иисус Христос в том виде, как будто бы Он был на кресте и своей святой кровью открыл небеса.

- Екатерина, дочь моя, - сказал Он, - посмотри, как Я страдал за тебя – и твои страдания ради Меня никогда не будут мучительными.

Затем Он преобразился в менее печальный образ, чтобы утешить Екатерину и заговорил с ней о победе, которую она одержала. А она ответила Ему как святой Антоний:

- Где Ты был, Господи, когда моё сердце так страдало?

- Я внутри твоего сердца.

- О Господи, Ты – вековечная истина и я смиренно склоняюсь перед твоим величием, но как я могу поверить в то, что Ты был в моём сердце, в то время, когда в нём роились такие мерзкие мысли?

- Эти искушения и мысли доставили тебе боль или удовольствие?

- Безмерную боль и печаль.

- Ты печалилась и страдала, поскольку Я пребывал в твоем сердце. Если бы Я отсутствовал, эти мысли, едва проникнув твое сердце, наполнили бы тебя радостью. Но моё присутствие сделало их невыносимыми для тебя: ты хотела отбросить эти мысли, поскольку удерживала их в отвращении, и тебе не удалось уменьшить печаль. Я действовал в твоей душе, Я защитил тебя от врага. Я находился внутри и допустил эти напасти извне, потому что они станут полезными для твоего спасения. В момент, когда Я решил, что сражение окончено, Я испустил свой луч света, и он рассеял адские тени, они же не могли противостоять свету. Разве Я не дал тебе понять, что эти испытания были полезны для того, чтобы ты обрела мужество, и твоим долгом было сердечно принимать их ради моей воли? Поскольку ты приняла их всем своим сердцем, ты освободилась от них силой Моего присутствия. Меня радует не само препятствие, а воля, которая мужественно его принимает. Я создал тебя по Моему образу и подобию и Я сам уподобился тебе, приняв человеческую природу. Я никогда не перестаю оказывать тебе услуги, пока ты жертвуешь мне препятствия и то, что я делал в течение своей земной жизни – я старался возрождаться в ваших душах, пока длится ваше земное паломничество. Поэтому, любимая дочь, то, что ты так добродетельно сражалась и заслужила обилие благодати не твоя заслуга, а Моя. Отныне я буду посещать тебя как никогда чаще.

Видение исчезло, а Екатерина пребывала поглощенная радостью и сладостью, которую невозможно описать словами. Её сердце было особенно опьянено словами Господа «Екатерина, дочь моя». В общении со своим исповедником она просила его использовать то же обращение, чтобы возобновить в её душе ту неописуемую сладость. С этого момента посещения её небесного Супруга происходили с такой интимностью, которая казалась бы невероятной, если бы мы не знали, что этому предшествовало. Но душа, которая по своему опыту знает, что благость Бога есть выше всего вообразимого, сможет узреть здесь вещи очень возможные и вероятные. Господь часто являлся ей и оставался с нею длительное время, иногда в присутствии Его святой Матери или святого Доминика, или же в компании обоих.

Затем Он являлся со святой Марией Магдалиной, святым Иоанном Евангелистом, святым Павлом и другими, вместе или же по отдельности, согласно Его доброй воле. Но чаще всего Он приходил один и беседовал с ней как близкие друзья в самой интимной обстановке. Она застенчиво призналась мне, что Господь читал вместе с ней псалмы во время прогулки по её комнате, и они выглядели, словно два монаха, читающих часослов. Бесконечная щедрость Бога варьирует Его дары среди святых так, чтобы Его великолепие могло проявляться как в деталях, так и в их совмещении. Поскольку я упоминал чтение псалмов, я должен сообщить моим читателям, что Екатерина могла их читать, ни от кого не учившись. Она сама рассказывала мне, что приняв решение научиться читать Часы и придерживаться Богослужения, она выучила алфавит с одним из её компаньонов. Но после впустую потраченных нескольких недель в этом учении, она решила просить благодати с небес, чтобы не терять больше времени. Однажды утром во время молитвы, она сказала Всемогущему Богу:

- Господи, если Тебе будет приятно, чтобы я научилась чтению, чтобы читать Часослов и воспевать Тебе хвалу, по доброте твоей научи меня тому, чему я не могу научиться в одиночку. Если же нет, пусть будет воля Твоя. Я без сожаления останусь в своем невежестве и буду с радостью пребывать в размышлениях то время, которое Ты мне отведешь.

Ещё до того как она окончила свою молитву, Господь так хорошо обучил её, что она, поднявшись с колен, уже знала как читать все рукописи настолько быстро и совершенно, насколько это делают все высокообразованные люди. Больше всего меня поразило то, что читая с легкостью, она в то же время не могла прочесть по слогам, когда её об этом просили. Она едва ли знала буквы! Екатерина сразу же приобрела литургические книги и читала псалмы и все что входит в состав канонических часов. Особенно она любила эту строку и ответ на неё: «Deus in adiutorium meum intende…»*. Она переводила её и постоянно повторяла. Вскоре она настолько преуспевала в размышлениях, что постепенно опускала все устные молитвы и её экстазы случались настолько часто, что она едва ли могла читать молитву Господню, не выказывая внешнего восхищения, к которому мы по милости небесной вернемся в дальнейшем.

* «Поспеши, Боже, избавить меня» - этими словами начинается чтение литургических Часов.

Перевод: Ursa Minor

продолжение

No Comment

Отправить комментарий