Она выбрала Царство Небесное…

7/04/2016, No Comment

Блаженная Иоанна Португальская

При слове «принцесса» воображение многих из нас рисует образы либо прекрасной невесты сказочного принца, либо избалованной и капризной особы, получающей от жизни всё, что она пожелает. Таковы стереотипы, созданные сказками и фильмами. Но даже если мы далеки от этих стереотипных взглядов, жизненный путь королей, принцев и принцесс представляется нам усеянным розами, при этом мы едва ли задумываемся о том, как больно бывает ходить по их шипам. В действительности же, с самого рождения наследники короны обычно оказывались, в какой-то мере, «заложниками» своего государства, не имеющими права свободно распорядиться своей жизнью и свободно следовать Божьему призванию. Ярким примером такой непростой судьбы является жизнь принцессы Блаженной Иоанны Португальской, которой были уготованы блага королевства земного, но которая предпочла Царство Небесное.

Эта удивительная история началась в далёком 1452 году в Лиссабоне, когда у короля Португалии Альфонса V и его жены, королевы Изабеллы Португальской, родился долгожданный ребёнок – дочка, которой дали имя Иоанна (Жоанна). Её рождению предшествовало паломничество в на вершину горы Фонтелу, где в часовне Святого Доминика король и королева просили Бога о даровании им наследника. Иоанна была вторым ребенком короля Альфонса, но после ранней смерти своего старшего брата она, несмотря на принадлежность к женскому полу, была объявлена наследницей престола и получила титул принцессы Португалии (обычно детей короля, не наследующих престол, называли «Инфант» или «Инфанта»). Несмотря на то, что она потеряла право наследования престола после рождения её младшего брата, будущего короля Португалии Иоанна II, её по-прежнему называли принцессой Иоанной. Когда в 1455 году её мать умерла, Иоанна была оставлена на попечение мудрой и набожной няни, которая была для девочки примером благочестия и воспитала в ней христианские добродетели. В возрасте пяти лет маленькая принцесса превзошла свою няню в покаянных практиках. Она часто молилась и постилась, вставала ночью, чтобы подвергнуть себя самобичеванию, носила власяницу под богатыми нарядами принцессы.

Будучи второй в очереди на престол, Иоанна получила соответствующее воспитание и образование, так как в те времена многочисленных войн и эпидемий невозможно было гарантировать безопасность жизни её брата. Впрочем, на Иоанну смотрели не столько как на потенциальную королеву, сколько как на залог выгодного династического союза. Ведь, как уже было сказано выше, жизнь королевских детей не была предоставлена им самим, довольно часто они являлись «разменной монетой» династических интриг. Кроме того юная принцесса была весьма хороша собой, как можно увидеть на её прижизненном портрете авторства неизвестного художника: светлые волосы, локонами ниспадавшие на плечи, утончённые черты лица и выразительные, немного грустные глаза.

Принцесса Иоанна.
Неизвестный художник. XV век.

Вполне возможно, что Иоанна могла бы стать хорошей королевой, так как однажды она уже проявила свои таланты правителя, в девятнадцать лет управляя страной в то время, когда её отец и брат в 1471 году отправились на войну с маврами в Танжере. Возможно также, что она могла бы быть благочестивой женой и матерью в каком-то из династических браков. Однако Иоанна мечтала о другом. Её сердце принадлежало не кому-либо из земных принцев или королей, а Жениху Небесному – Иисусу. Рождённая блистать в высшем обществе, она желала не земной славы и могущества, а тихой и смиреной жизни в бедности, послушании и целомудрии. Иоанна мечтала о том, о чём, по мнению её близких, она не имела права мечтать – стать монахиней.

Принцесса Иоанна.
Неизвестный художник.
Собор в Авейру

Здесь следует сделать небольшое отступление, чтобы попытаться понять суть призвания принцессы Иоанны и многих других девушек, посвятивших свою жизнь монашескому служению Богу в затворнических монастырях – служению незаметному для «мира сего», но столь важному для Церкви. Человеку мирскому жизнь в закрытых монастырях нередко представляется безумием, добровольным «пожизненным заключением». Однако на самом деле, если это и безумие, то «безумие Креста», о котором писал Апостол Павел. Стены монастыря, ограничивая внешнюю свободу, становятся тихим островком свободы внутренней, избавляющей от рабства мирским пристрастиям – рабства, которое не позволяет нам быть по-настоящему счастливыми. Кажется, что монахиня, ведущая затворническую жизнь, отказывается от всего. В действительности же она отрекается от того, что может воспрепятствовать обрести подлинное сокровище в Боге. Ведь в нашей столь быстротечной жизни важно лишь то, с чем мы предстанем перед Господом в конце земного пути. Остальное – богатство, слава, власть – могут быть даны лишь во «временное пользование», с ними всё равно неминуемо придется расстаться. Монашеские бедность, послушание и целомудрие, противоположные обывательскому представлению о счастье, одаривают душу гораздо большими сокровищами, чем все земные блага: бедность дарует непреходящее богатство Вечности, послушание ведёт к свободе детей Божиих, а целомудрие открывает совершенной Любви. Разумеется, монашеское призвание нельзя назвать простым, нередко оно требует поистине героического мужества и терпения. Но какой бы жертвенной не была жизнь в монастыре, светлая радость, которой она наполняет сердце, намного превосходит все лишения. Основатель нашего Ордена, Святой Доминик, высоко ценил служение монахинь-затворниц: тогда как братья-проповедники несут миру свет Истины в светильниках Церкви, молитвенная и покаянная жизнь доминиканок в затворнических монастырях становится своего рода маслом для таких светильников, позволяющим поддерживать в них свет. Жить в самом сердце Церкви и освещать его изнутри – есть ли более возвышенное призвание?!

Хоры монастыря в Авейру

Такое призвание почувствовала в своей душе принцесса Иоанна. Но её отец и брат имели для неё совсем иные планы и мечтали о её выгодном браке. После того, как Иоанна решительно отвергла несколько предложений замужества, её отец нехотя позволил ей некоторое время пожить при монастыре, втайне надеясь, что тяготы монашеской жизни испугают непокорную принцессу. Однако, отправившись в монастырь доминиканок в Авейру, Иоанна ещё более утвердилась в своём призвании. Интересно, что первый камень в фундамент этого монастыря был заложен самим королем Альфонсом V в 1462 году. Разумеется, в то время он ещё не знал, что впоследствии именно в этом монастыре «потеряет» свою дочь для мира, чтобы обрести её для Бога.

Внутренний двор монастыря Иисуса в Авейру

Тем не менее, даже после ухода Иоанны в монастырь, её семья не оставила попытки заставить её выйти замуж. Иоанна оставалась непреклонна и отклоняла все предложения руки и сердца, в том числе от короля Карла VIII Французского. Позже, 1485 году она получила еще одно предложение – от недавно овдовевшего английского короля Ричарда III. Но его смерть в бою, которую Иоанна увидела во сне, разрушила и эти планы её родственников.

Принцесса осталась в доминиканском монастыре Иисуса в Авейру, но ей не позволили принести монашеские обеты под предлогом её слабого здоровья. Однако она жила так же, как и монахини, во всём следуя строгому уставу монастыря. Несколько раз Иоанна была вынуждена покинуть свою обитель по политическим причинам. Оставшиеся годы своей жизни она провела в том же монастыре, где жила в смирении и покаянии и занималась изготовлением полотен для алтарей. Иоанна использовала все свои доходы, чтобы помочь бедным и выкупить пленных христиан, преследуемых мусульманами в Северной Африке. Она особенно почитала терновый венец Спасителя, изображение которого поместила на свой герб.

Герб Блаженной Иоанны Португальской

После 12 лет ожиданий, в 1485 году Иоанна, наконец, получила право носить доминиканский хабит.

Иоанна почила в возрасте 38 лет 12 мая 1490 года и была похоронена в монастыре Иисуса в Авейру. Предполагают, что она была отравлена женщиной, чей греховный образ жизни обличала Иоанна.

Кончина Иоанны была отмечена чудом. В то время сады монастыря, за которыми принцесса с любовью ухаживала, были как никогда прежде полны зелени и цветов. Но когда траурная процессия проходила через сад, листья и цветы засыхали и падали на гроб, словно сама природа прощалась с любимой принцессой.

Позже у могилы Иоанны также происходили многие чудеса и исцеления.

Мраморная гробница Блаженной Иоанны
в монастыре Иисуса в Авейру

Принцесса Иоанна была причислена к лику блаженных в 1692 году Папой Иннокентием XII. Несмотря на то, что она не была канонизирована, в Португалии она известна как Святая принцесса Иоанна.

5 января 1965 года, Блаженная Иоанна объявлена Папой Павлом VI главным покровителем города и епархии Авейру, где ежегодно совершаются торжественные процессии в её честь.

Во время процессии
в честь Блаженной принцессы Иоанны

День памяти Блаженной Иоанны Португальской отмечается 12 мая.

Жизнь принцессы Иоанны вдохновила многих художников на создание посвящённых ей произведений искусства.

Самым первым изображением Блаженной Иоанны Португальской после её беатификации стала великолепная скульптура из дерева с позолотой, созданная в 1694 году специально для процессий в её честь. На голове Иоанны можно видеть терновый венец, в руках она держит большое распятие; её облачение богато украшено, что символизирует небесную славу, в которой пребывает благочестивая принцесса.

Первое изображение принцессы Иоанны
после её беатификации

Необычайно утончённой и полной нежности предстаёт перед нами Блаженная Иоанна на её портрете с Младенцем Иисусом. Принцесса изображена в прекрасном наряде с изящными украшениями, свойственными её высокому статусу. Лицо Иоанны обращено к Младенцу, которого она бережно держит на руках, в то время как Младенец протягивает к ней свои маленькие ручки. Вся картина преисполнена чувствами доброты, заботы и умиротворения.

Принцесса Иоанна с Младенцем Иисусом

Однако наиболее известными произведениями живописи, посвящёнными Блаженной Иоанне являются картины португальского художника XVIII века Мануэля Феррейры де Соуза, созданные по заказу португальской королевской семьи. Эти небольшие картины представляют собой цикл сцен из жизни принцессы и находятся в бывшем монастыре Иисуса в Авейру, в комнате, где некогда Иоанна и монахини-доминиканки занимались рукоделием.

Комната рукоделия в монастыре Иисуса в Авейру

Написанные в стиле барокко и обрамлённые в резное дерево с позолотой, картины отличаются богатством декора и вниманием к мельчайшим деталям.
На одной из них можно видеть трогательную сцену прощания Иоанны с королём Альфонсом V и её братом Иоанном. На переднем плане в элегантном золотистом платье изображена юная принцесса, характерным жестом руки указывающая на отъезжающую карету, словно приглашая зрителя разделить с ней печаль от расставания с родными людьми.

Прощание принцессы Иоанны
с Альфонсом V и её братом

Другая картина повествует о возвращении короля Альфонса V после его победоносной войны с маврами и его встрече с дочерью. Во время этой встречи состоялась важная для Иоанны беседа, в которой она поведала отцу о своём желании уйти в монастырь.

Возвращение короля Альфонса V
и его беседа с дочерью

Интересна сцена, в которой представители португальского короля, желая сосватать принцессу Иоанну французскому королю Карлу VIII показывают ему её портрет. Король очарован красотой принцессы, но, как мы уже знаем, их помолвка так и не состоялась.

Французскому королю показывают
портрет принцессы Иоанны

Весьма примечательна сцена прибытия принцессы Иоанны в доминиканский монастырь в Авейру. Принцесса, сопровождаемая многочисленной свитой, приближается к монастырю, где её уже ожидают настоятельница и другие монахини. Картина словно являет два мира: мир светский, полный пышных одеяний, карет, развлечений… и мир духовный, чья подлинная и непреходящая красота скрыта от глаз и открывается лишь сердцу.

Прибытие принцессы Иоанны
в монастырь в Авейру

Ещё несколько картин посвящены встречам принцессы Иоанны, изображённой уже в доминиканском хабите, со своим братом, ставшим к тому времени королём Португалии Иоанном II.

Визит короля Португалии Иоанна II
к принцессе Иоанне
Встреча короля Иоанна II
с принцессой Иоанной
Встреча короля Иоанна II
с принцессой Иоанной в Алькобаке

Итак, история принцессы Блаженной Иоанны Португальской показывает, как сложно бывает осуществить своё призвание, когда оно встречает непонимание и противостояние со стороны семьи и близких людей. Одновременно, её жизнь являет пример стойкости и непоколебимости в решении следовать зову Божию, превосходящему все царства земные и открывающему путь в Царство Небесное.

Юлия Карлова OPs

No Comment

Отправить комментарий