Роковой образ средневековья

3/27/2010, No Comment

Знаменитый образ Педро Берругете «Испытание огнем», ныне находящийся в музее Прадо в Мадриде, прозванный невеждами «Сожжение еретических книг», до сих пор вводит в заблуждение многих людей, поддавшихся влиянию определенных стереотипов. Еще и сейчас этот образ является символом самых худших сторон средневекового мракобесия, заставляя нас воочию убедится в том, какими именно методами инквизиция искореняла еретические учения. Конечно, книги сжигали во все времена, и «темное» средневековье – не исключение, но причем тут этот образ?

Что же мы видим на этой картине? Людей окружающих костер, в пламени которого находится горящая книга. Двое людей из толпы – доминиканцы (это видно по одеянию), один из которых - Доминик (это можно определить по нимбу, хотя и не видно основных иконографических признаков святого – звезды над головой и лилии в руке). Один из людей на первом плане бросает книгу в огонь, а еще целая стопка – ждет своей очереди. Что же еще может представлять этот образ, если не сцену сожжения инквизиторами еретических книг? Однако следуя такой интерпретации, мы упускаем из виду один важный элемент – еще одну книгу, которая нарушая закон гравитации, парит над костром.

В действительности картина эта представляет чудо, совершенное святым Домиником во время спора с альбигойцами в Фанжо. Случилось это в самом начале проповеднической миссии святого Доминика на охваченной ересью территории, когда еще не было ни Ордена, ни инквизиции, а планы крестового похода против альбигойцев быть может только составлялись.

Блаженный бл. Иордан Саксонский в соей книге О началах Ордена Проповедников так описывает это событие: «Был организован знаменитый диспут в Фанжо, на который было приглашено огромное число, как верующих, так и неверующих. Так многие верующие составили в это время свои записи, в которых заключили аргументы и цитаты из важных творений для подтверждения исповедуемой веры. После изучения всех их наивысшую оценку получила книжечка составленная блаженным мужем Домиником и по всеобщему решению постановили представить ее трем судьям, избранным по согласию сторон для разрешения этого спора вместе с записями еретиков, которые они составили в свою защиту. Считалось, что судьи признают превосходство той веры, записи которой будут отличаться большей согласованностью и разумом. Когда, после долгих споров судьи не могли решить этот вопрос, им пришла в голову идея бросить обе книги в огонь: та, которая бы не сгорела в нем, определенно содержала бы истинную веру. Тогда разожгли огромный костер и бросили в него обе книги. Еретические записи сразу же охватил огонь, другая же книга, написанная человеком Божьим Домиником, не только не получила никаких повреждений, но даже при всех присутствующих отскочила далеко от пламени. Когда же ее снова туда бросили, а потом и третий раз, за каждым разом вылетала оттуда, убедительно свидетельствуя об истинности веры и святости того, кто ее написал».

Уж кто-кто, а святой Доминик прекрасно понимал, что уничтожение как книг так и самих еретиков – это не метод борьбы с ересью. Для такой акции хватило бы команды тупых фанатиков. Доминик не хотел, чтоб его последователи были таковыми, поэтому высылал братьев на обучение в лучшие университеты своего времени, не сжигать, а изучать книги, даже если они еретические. Да и не для борьбы с ересью, как думают многие, поддаваясь все тем же стереотипам, был основан Орден – а для проповедования Истины, которая, как известно – в огне не горит.

о. Ириней Погорельцев ОР.

No Comment

Отправить комментарий